Написать нам...
Новости
КОНТАКТЫ
an image
109004, Москва,
Земляной вал 64/2,
ЦК Профсоюза работников водного транспорта
Email:
prwtrf@prwt.ru
Phone/Fax :
(495) 915-28-94

Письмо Минфина России от 23.11.2009 № 03-04-06-01/302
«О налогообложении налогом на доходы физических лиц стоимости подарков»

Вопрос:
Организация в соответствии со ст. 191 ТК РФ поощряет работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком и т.д.). Исходя из норм ст. ст. 128, 130 и 572 ГК РФ к подаркам относятся, в том числе и денежные средства. Освобождаются ли от налогообложения НДФЛ по п. 28 ст. 217 НК РФ подарки организации своим сотрудникам в виде суммы денежных средств, не превышающей 4000 руб.?

Ответ:
      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения налогом на доходы физических лиц стоимости подарков и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
      В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков от организаций.
      На основании п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
      Согласно ст. 128 и п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса деньги относятся к категории движимых вещей.
      Таким образом, положения п. 28 ст. 217 Кодекса об освобождении от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов налогоплательщика, не превышающих 4000 руб., полученных им за налоговый период в виде подарков от организаций, применяются независимо от того, в какой форме (денежной или натуральной) осуществлено дарение в пользу физического лица.

Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин
………….

Письмо Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-06-02/87
«О налогообложении налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и налогом на прибыль организаций сумм компенсационных выплат работникам за использование личного транспорта в служебных целях»

Вопрос:
В связи с разъездным характером работы некоторые работники организации используют личные автомобили (объем двигателя до 2000 куб. см) для служебных поездок, что зафиксировано в трудовых договорах работников. При этом работнику выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 6000 руб., включающая возмещение расходов на топливо, износ, техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
1. Учитывается ли данная компенсация при исчислении НДФЛ и ЕСН в пределах норм, установленных Правительством РФ, а также сверх указанных норм?
2. Учитывается ли при исчислении налога на прибыль организации данная компенсация, выплачиваемая работнику за время его нахождения в очередном отпуске или на больничном?

Ответ:
      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и налогом на прибыль организаций сумм компенсационных выплат работникам за использование личного транспорта в служебных целях и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

1. По вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм компенсационных выплат работнику за использование его личного транспорта в служебных целях.
      Пунктом 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
      Согласно ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
      Так как установление специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», не будет противоречить положениям п. 3 ст. 217 Кодекса и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.
      При этом сами такие выплаты могут производиться в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, как это предусмотрено ст. 188 Трудового кодекса.
      Таким образом, на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумма компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, выплачиваемая работнику в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92.
      Что касается налогообложения единым социальным налогом сумм компенсаций за использование личного автотранспорта в размере, превышающем утвержденные нормы, то в соответствии со ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсаций за использование для служебных поездок личного транспорта сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации.
      Учитывая положения п. 3 ст. 236 Кодекса, согласно которым указанные в п. 1 данной статьи Кодекса выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков — организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, указанная компенсация не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

2. По вопросу учета в целях налогообложения прибыли компенсаций за использование личного транспорта.
В целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
      Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей причисляются к расходам на содержание служебного автотранспорта и относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
      В настоящее время такие нормы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92.
      Так, согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2002         N 92 в составе прочих расходов учитывается компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в следующих пределах:

— при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 руб. в месяц;

— при использовании легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше                       2000 куб. см — 1500 руб. в месяц.

      При этом следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
      Учитывая изложенное, считаем, что компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля, выплачиваемая работнику за время его нахождения в очередном отпуске или на больничном, т.е. за время, когда личный транспорт этого работника фактически не использовался в указанных целях, не может учитываться в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы.

Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин
…………..

 

Письмо Минфина России от 16.11.2009 № 03-03-06/1/759
«О признании расходов на проведение переговоров и командировочных расходов в целях налогообложения прибыли»

 

Вопрос:
Организация в целях осуществления предпринимательской деятельности проводит во время деловых ужинов переговоры со своими клиентами, в том числе и с потенциальными. Иногда для проведения переговоров организация направляет работников в производственные командировки в другие города. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть расходы на проведение переговоров и командировочные расходы?

Ответ:
      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам признания расходов на проведение переговоров и командировочных расходов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
      В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —                  НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
      Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 этой статьи.
      В п. 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы организации на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
      К представительским расходам организации относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
      При этом указанные расходы не должны превышать 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
      К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
      Согласно ст. 313 НК РФ основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль служат данные первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном               НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.

      Таким образом, указанные выше представительские расходы учитываются для целей налогообложения прибыли только при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов (например, счетов ресторанов, отчетов о проведенной встрече и пр.), подтверждающих соответствующие расходы (в данном случае на ужины), понесенные во время проведения официальных деловых переговоров, при условии соответствия этих расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
      Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.
      Что касается проведения переговоров в рамках производственных командировок, то, по нашему мнению, следует применять аналогичный порядок признания таких расходов.
      В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Расходы на командировки признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
      Таким образом, соответствующие расходы могут быть учтены в составе представительских расходов в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе и с потенциальными, во время служебных командировок, при условии соответствия этих расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин
………….

Письмо Минфина России от 19.11.2009 № 03-03-06/1/764
«О документальном подтверждении расходов на командировки»

Вопрос:
Организация регулярно направляет значительное количество сотрудников в командировки и оформляет по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, приказ о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), командировочное удостоверение (форма N Т-10) и служебное задание (форма N Т-10а). Информация, содержащаяся в приказе о направлении работника в командировку, в значительной степени дублирует командировочное удостоверение. Обоснованность и производственный характер расходов на командировки, по мнению организации, подтверждаются приказом о направлении в командировку, служебным заданием, авансовым отчетом, проездными билетами и иными первичными документами. Может ли организация для подтверждения командировочных расходов в целях налога на прибыль при направлении работников в командировку оформлять только приказ о направлении в командировку (формы N Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма N Т-10а)?

 

Ответ:
      Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов на командировки в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
      Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом такие расходы должны удовлетворять критериям признания расходов в целях налогообложения прибыли, предусмотренным ст. 252 НК РФ, и, в частности, должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (при выдаче таких документов в соответствии с законодательством Российской Федерации).
      В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
      Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
      Таким образом, к налоговому учету принимается информация о хозяйственных операциях, содержащаяся в первичных документах. По командировочным расходам хозяйственной операцией является списание задолженности работника перед организацией на сумму выданного ему аванса.
      Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ является дата утверждения авансового отчета.
      Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:

— командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (форма N Т-10). Указанный документ не оформляется только при командировании за пределы Российской Федерации (кроме поездок в государства — участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы). В случаях командировок по территории Российской Федерации и в указанные государства — участники СНГ заполнение реквизитов «прибыл-убыл» предусматривается в случаях, если местом командирования является юридическое лицо;

— о найме жилого помещения;

— о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);

— об иных расходах, связанных с командировкой.

      Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть надлежащим образом оформлены, т.е. составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях — должны быть заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996          N 129?ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.

      Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства Российской Федерации, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.

 

Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин