Информационное письмо и рекомендации членским организациям «О проблеме компенсаций за вредные условия труда»

18.05.2012.         3.08/123

Руководителям территориальных

(бассейновых) профсоюзных

организаций (по списку)

О проблеме компенсаций

за вредные условия труда

 

 

Уважаемые коллеги!

В связи с неоднократными обращениями  профсоюзных организаций по вопросам  аттестации рабочих мест по условиям труда, установления размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, правомерности использования известного «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда…» примите (в порядке ответов на поставленные в обращениях вопросы) к сведению следующую информацию.

О роли и месте профсоюзных органов при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Новый «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. № 342н, введён в действие с 1 сентября 2011 года. Для профсоюзных организаций важно помнить о нижеизложенных основных положениях Порядка.

Работодатель обязан проводить аттестацию каждого рабочего места не реже одного раза в 5 лет.

В этих целях приглашается аттестующая организация, аккредитованная в установленном порядке и являющаяся неаффелированным лицом по отношению к работодателю. В состав аттестационной комиссии должен быть в обязательном порядке включён представитель выборного органа первичной профсоюзной организации.

Аттестационная комиссия (следовательно и представитель профсоюзной организации):

-осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех её этапах;

-заполняет и подписывает карты аттестации;

-готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей в соответствие с требованиями ЕТКС и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

-разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями  охраны труда;

-оформляет отчёт об аттестации, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передаёт его работодателю для утверждения.

О правомерности применения Списка «вредных профессий и работ».

Большой резонанс в профсоюзных организациях вызвало противоречивое Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2012 года №  АКПИ12-317. Рассматривалось гражданское дело по заявлению ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» о признании недействующим «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день», утверждённого постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

В мотивировочной части Верховный Суд сослался на пояснения представителя Минздравсоцразвития России, который заявил о том, что Список не подлежит применению в связи с изменениями в порядке установления дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращённой продолжительности рабочей недели работникам, занятым на тяжёлых работах, работах во вредных и (или) опасных условиях труда, и на заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего прекратить производство по делу.

Однако в резолютивной части Верховный Суд РФ определил прекратить производство по заявлению ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»,  но не принял решение о признании недействующим советский акт № 298/П-22.Таким образом, ни данным Определением Верховного суда, ни каким либо иным актом действующее постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 298/П-22 не отменялось, не приостанавливалось, не признавалось недействующим. Подробнее об этом изложено в информационном письме ФНПР от 14.05.2012. № 103-109/32 (прилагается).

О минимальных компенсациях за вредные условия труда.

Во всех случаях Работодатель обязан руководствоваться пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008. № 870, т.е. предоставлять работнику порезультатам проведённой аттестации рабочих мест по условиям труда  соответствующие компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда согласно установленному классу условий труда, но не менее 7 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска, не менее 4% повышения тарифной ставки (должностного оклада) и устанавливать продолжительность рабочей недели не более  36 часов. При этом пункт 2, которым поручено Минздравсоцразвития  установить в зависимости от класса условий труда размеры соответствующих компенсаций и условия их предоставления, остаётся до настоящего времени не исполненным. Профсоюзы не были согласны с теми вариантами проектов приказов Минздравсоцразвития, которые представлялись общественности, выносились на рассмотрение РТК, но окончательные решения не были приняты.

Об учёте дней работы во вредных условиях труда.

В ранее подготовленном Минздравсоцразвития России проекте Условий предоставления видов компенсаций, предусмотренных постановлением № 870, в период времени, проработанного на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитываются дни, в которые работник был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня (рабочей смены).

О порядке предоставления дополнительного отпуска.

В том же проекте Условий предоставления компенсаций ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск, установленный в соответствии с классом условий труда, предоставляется работнику в случае, если в рабочем году он фактически проработал на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 10 месяцев. Такой отпуск может быть предоставлен работнику по соглашению с работодателем до истечения 10 месяцев работы во вредных условиях. В этом случае продолжительность дополнительного отпуска исчисляется пропорционально проработанному времени. Количество полных месяцев работы во вредных условиях определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. Остаток дней менее половины среднемесячного количества рабочих дней из подсчёта исключается, а остаток дней, составляющих половину или более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.

Об оплате труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, помимо минимальных, определённых постановлением Правительства РФ № 870, устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов,  либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).

В целях реализации прав работников на соответствующие компенсации за работу во вредных условиях труда ЦК Профсоюза рекомендует:

Поскольку профсоюзы добились включения в Порядок проведения аттестации рабочих мест нормы обязательного участия в аттестационной комиссии представителя профсоюзной организации, следует активно использовать такое участие, чтобы не допустить некачественное проведение аттестации рабочих мест.

В случае некачественного проведения аттестации рабочих мест, нарушения Порядка проведения аттестации или непроведения аттестации на каких либо рабочих местах в течение более 5 лет, профсоюзной организации следует обратиться в территориальный орган Роструда  для проведения государственной экспертизы условий труда, которая осуществляется на основании такого обращения работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (ст. 216.1 ТК РФ). Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составить заключение о соответствии или несоответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направить его в суд, органы исполнительной власти, работникам, профессиональному союзу, их объединению (автору обращения).

До прояснения ситуации с размерами и условиями предоставления компенсаций (п.2 постановления № 870) рекомендуем руководствоваться утверждённым Главным государственным санитарным врачом РФ документом Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и  трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Например, согласно таблице 1 этого документа (в части содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ)  класс условий труда устанавливается следующим образом:

класс 3.1, если содержание вредных веществ превышает ПДК в 1,1-3,0 раза;

-класс 3.2, если содержание вредных веществ превышает ПДК в 3,1-10 раз;

-класс 3.3,если содержание вредных веществ превышает ПДК в 10,1-15,0 раз;

-класс 3.4,если содержание вредных веществ превышает ПДК в 15,1-20,0 раз;

-класс 4, если содержание вредных веществ превышает ПДК более чем в 20 раз (класс опасный).

Очевидно, что класс 3.1 относится к менее вредным условиям труда, поэтому минимальные размеры компенсаций, установленные пунктом 1 постановления № 870, касаются именно этого класса условий труда и должны предоставляться работнику в обязательном порядке, если содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не превышает 3-х кратной величины ПДК.

Следовательно, если при аттестации рабочих мест установлен более высокий класс условий труда, т.е. установлено наличие более высокой концентрации вредных веществ (свыше трёхкратного превышения ПДК), то  размеры компенсаций, естественно, должны быть выше. В случае уклонения работодателей от применения более высоких размеров компенсаций по сравнению с минимально установленными постановлением Правительства РФ № 870 рекомендуем разрешать спорные вопросы в судебном порядке.

Поскольку Минздравсоцразвития России не завершило подготовку нормативных правовых актов в части установления размеров компенсаций и условий их предоставления (п.2 постановления Правительства РФ № 870), ЦК Профсоюза готовит обращение в это министерство для получения официальных разъяснений по данной проблеме.

Приложение: Письмо ФНПР от 14.05.2012 № 103-109/32 относительно Определения ВС РФ № АКПИ12-317.

 

Председатель Профсоюза  работников водного транспорта  РФ                                        В.В. Кепп

 

 

 

Артемьев А.А. (495) 915-80-20