Поправки в Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) были одобрены комиссией Правительства России по законопроектной деятельности. Нововведения предусматривают усиление контроля за проведением специальной оценки условий труда. Обсуждаемый сторонами социального партнерства законопроект разработан Минтрудом России по результатам правоприменительной практики, связанной со специальной оценкой условий труда на рабочих местах российских предприятий и организаций.

  В соответствии с действующими нормами Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) проводится работодателями не реже, чем каждые 5 лет. Результатами оценок являются соответствующие отчеты, которые в 10-дневный срок передаются профессиональными оценочными организациями, внесенными в особый реестр Минтруда России, в специальную Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – ФГИС СОУТ).

  Анализ практики применения Закона № 426-ФЗ показал, что результаты оценок в отдельных случаях оценочными организациями в ФГИС СОУТ вносятся невовремя. Часто результаты СОУТ передаются некорректно, порой отсутствуют важные данные об условиях труда.

   По результатам проверок Федеральной службы по труду и занятости и информации, предоставленной работниками и их представителями (профсоюзными организациями), отдельные во ФГИС СОУТ не попадают отчеты о проведении СОУТ, либо данные передаются не полностью. Создаются риски умышленного сокрытия данных отчетов о проведении СОУТ, снижается достоверность и репрезентативность данных. Это не позволяет вовремя выявить допущенные нарушения при проведении СОУТ и защитить работников, права которых были ущемлены.

 Не все работодатели заинтересованы в том, чтобы результаты имеющихся вредных условий труда на отдельных рабочих местах попадали бы в систему, ведь по результатам выявления профессиональной вредности работники получают право на установленные трудовым законодательством гарантии и компенсации – повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращение рабочего времени. Кроме того, корректное внесение данных во ФГИС связано с размером дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

  Теперь будет связан момент вступления в силу результатов СОУТ с датой внесения сведений о ее проведении во ФГИС СОУТ.

 Эксперты отмечают, что предложенный правовой механизм позволит в превентивном порядке защитить права работников, работодатели будут заинтересованы в скорейшем завершении процедуры СОУТ. Вырастет качество и будет обеспечена корректность информации о проведенной СОУТ, вносимой во ФГИС СОУТ, а также повысится ответственность оценщиков и работодателей за результаты СОУТ.

  Авторы законопроекта предлагают присваивать конкретной процедуре СОУТ идентификационный номер в системе ФГИС СОУТ. Оценочные организации будут обязаны передавать в Минтруд данные о сокращении области аккредитации своих испытательных лабораторий. Теперь регулятор будет более оперативно получать информацию о перечне исключенных из области аккредитации профессионального оценщика вредных и опасных факторах производственной среды и трудового процесса. Также профессиональные оценщики будут должны передавать в Минтруд всю оперативную информацию об изменениях в списочном составе своих экспертов.