г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Присоединяйтесь:

СТО ПЯТЬ ЛЕТ! ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ!

03.06.2022

Информационный листок Президиума Профсоюза № 6 (май, 2022г.)

 

Тема выпуска: СТО ПЯТЬ ЛЕТ! ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ!

 

Профсоюз работников водного транспорта РФ (краткое наименование - ПРВТ) - крупнейшая по численности и представительности общероссийская общественная организация, осуществляющая деятельность в двух отраслях - морского и внутреннего водного транспорта страны.

В своих рядах ПРВТ объединяет портовиков, судоремонтников, плавсостав, работников береговых предприятий и организаций водного транспорта, учащихся и курсантов учебных заведений, готовящих кадры для морского и речного транспорта.

Структурные подразделения ПРВТ (первичные, территориальные (бассейновые) организации) функционируют в 54 субъектах Российской Федерации.

В 2022 году общественность отрасли отмечает большое событие - 105-летие образования Профсоюза работников водного транспорта РФ. Юбилей является не только праздничным событием, но и определенной вехой в развитии. Сегодня, как никогда полезно осмыслить и осознать при каких обстоятельствах зародилось и развивалось профсоюзное движение на морском и речном транспорте.

 

Летопись истории ПРВТ

В период 1890-1914 гг. работники водного транспорта одними из первых выступили на защиту своих экономических прав. Состоялись стачки портовых рабочих в Петербурге, в Одессе, итогом которых явились попытки водников образовать свои профессиональные союзы. Аналогичные действия предпринимались моряками и речниками в Архангельске, на Волге, на Каспии и других бассейнах.

Сначала стихийные выступления и бунты водников ограничивались одним судном, предприятием или цехом завода. Из разрозненных и автономных объединений, создаваемых водниками во время проведения отдельных акций в период стачечного движения, охватившего водный транспорт практически во всех регионах страны, повсеместно стали образовываться профессиональные коалиции - профсоюзные ячейки. Первые рабочие организации, созданные водникам в форме союзов и обществ, беспощадно уничтожались властями и только в 1905 году, разрозненные организации моряков и речников на очень короткий срок смогли организовать легальную работу.

Наглядным примером, иллюстрирующим непростой путь, пройденный профсоюзным движением и активистами, стоявшими у истоков создания профессионального союза водников, является Союз «Регистрация моряков».

В 1903 году моряки-черноморцы организовали профессиональную ячейку под названием «Регистрация моряков». В нее вошли все судовые команды. Правление Союза через своих членов регулировало взаимоотношения моряков с судовой администрацией, разрешало вопросы, связанные с продолжительностью рабочего времени, исчислением оплаты труда за работу, выполненную в сверхурочное время и пр.

В 1905 г. благодаря Союзу были проведены коллективные переговоры, итогом которых стало подписание Соглашения 1905г., заключенного между судовладельцами и командами Черноморского торгового флота, первого в нашей истории.

Власти заставили судовладельцев сесть за стол переговоров с судовыми командами по следующим причинам: в апреле 1905 года на Черном море началась всеобщая забастовка, организованная Союзом «Регистрация моряков». В ней участвовало 17 000 человек. Забастовка продолжалась 45 дней. Акция была поддержана портовыми рабочими и железнодорожными грузчиками, что привело к транспортному коллапсу.

К началу 1917 года на морском и речном транспорте существовало более 15 узкоцеховых профессиональных союзов. Восстановили легальную деятельность или образовались вновь: Балтийский комитет моряков торгового флота; Северный союз (Архангельск, Мурманск); Владивостокский союз моряков; Профессиональный союз команд паровых и непаровых судов Невского и Прионежского районов; Союз судоходных служащих и судовых рабочих Северо-Двинского бассейна (Архангельск, речники Пинеги, Печоры, Ваги); Союзы судоходных служащих в Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Вятке, Уфе, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани; речников Сибири; речников Оби и Иртыша.

Принципиально новым для водников стало стремление договориться между собой и объединить узкоцеховые и межцеховые профессиональные союзы речников и моряков в единый профессиональный союз.

Подготовительная работа, нацеленная на объединение и создание единого Всероссийского объединения водников, была возложена на организационный комитет, избранный на Организационном съезде водников (28.04.1917г., г. Петроград). Оргкомитету было поручено: подготовить Устав; повестку заседания, решения съезда; осуществить организационно-технические мероприятия, целью которых явилось участие в работе учредительного (объединительного) Всероссийского съезда водников полномочных представителей (делегатов).

1917 г. – год основания Общественной организации - Профсоюз работников водного транспорта Российской Федерации

Первый Всероссийский Съезд моряков и речников открыл работу 7 июля 1917 года в Петрограде. Работа Съезда продолжалась месяц с 7 июля по 7 августа 1917 г.

На Съезд приехало 96 делегатов, представляющих интересы 47 902 моряков и речников, имеющих полномочия от профессиональных союзов моряков торгового флота Балтики, Черного, Каспийского и Белого морей, речников Дона, Кубани и других рек.

Председательствующим на Съезде избран лидер моряков-черноморцев тов. Старостин, заложивший принцип производственного строения профсоюза водников.

Полномочные представители соответствующих профсоюзов на Съезде единогласно проголосовали за объединение моряков и речников в единый профессиональный союз.

На Съезде были приняты решения по 37 вопросам: утвержден Устав профсоюза, заложивший производственный принцип строения организационной структуры; избран руководящий коллегиальный орган - ЦК Профсоюза; приняты решения об издании печатного профсоюзного органа, направленные на развитие производственной базы отрасли; улучшение быта и условий работы моряков и речников, включая установление 8-ми часового рабочего дня на производстве; оказание членам профсоюза медицинской и юридической помощи, социальное страхование водников.

Принято решение по самому актуальному вопросу – национализации флота.

Главным итогом работы стало создание Всероссийского союза моряков и речников торгового флота (ВСМРТФ).

Таким образом, наследники первых профсоюзных ячеек и рабочих кружков, возникших в России в ХIХ веке на морском и речном транспорте, учредили единую профессиональную организацию, нацеленную на развитие и формирование цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере.

Опираясь на собственный опыт борьбы, водники создали в отрасли механизм развития цивилизованных отношений: решать за столом переговоров проблемы, возникшие между трудом и капиталом; стремиться договориться по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы всех моряков и речников.

 

                                                                       ---

                                                                                              Президиум Профсоюза


Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть