Доклад Председателя ФНПР М.В.Шмакова

на заседании Генерального Совета ФНПР

25 октября 2017 года Проблемы трудовой России и выборы Президента РФ в 2018 году

Восемь наказов для Владимира Путина

Уважаемые товарищи!

          Состоявшийся около месяца назад Исполком ФНПР определил главную тему сегодняшнего заседания Генерального совета ФНПР как «О текущей социально-экономической ситуации и действиях профсоюзов». Тем не менее, видимо необходимо, изменить ракурс рассмотрения сегодняшних социально-экономических и трудовых проблем страны. Сделать его более объемным. А также обсудить и четко высказать позицию ФНПР, как крупнейшей общественной организации страны, относительно выборов Президента России, которые должны пройти весной следующего года. На наш взгляд это связанные вопросы, поскольку именно избранный лидер страны должен будет и задавать курс для всего государственного аппарата, и контролировать выполнение поставленных задач.

          Не будем играть в слова. Скажу сразу — я считаю, что профсоюзы России, Федерация независимых профсоюзов России должна настаивать на том, чтобы в качестве кандидата в президенты России на выборах в 2018 году баллотировался Владимир Владимирович Путин.

         Основания для этого просты.

          Именно он выступил со стороны государства в качестве ответственной и инициативной стороны социального партнерства. Собственно, именно в период его руководства окончательно оформилась как реально работающий механизм система трехсторонних комиссий в центре и регионах.

           Именно его деятельность и  решения привели к росту доходов граждан России.

            «Майские указы», подписанные Владимиром Путиным, стали стимулом для федеральных и региональных властей, чтобы те воспринимали именно доходы работников бюджетной сферы как реальный критерий успешности или неуспешности своей работы.

Более того, государство, являясь, по сути, крупнейшим работодателем в стране, задает тем самым общий курс на повышение заработных плат во всех секторах экономики. Даже выполнение давней инициативы профсоюзов о приближении МРОТ к прожиточному минимуму, недавно стало реальностью именно из-за того, что президент публично и однозначно,  поддержал нашу позицию. И сразу же, как говорят в армии, «слоники забегали».

          Мы не только доверяем Владимиру Путину больше чем любому другому политическому и государственному деятелю в стране.

          Мы считаем, что он способен вывести Россию на новый уровень развития, увеличить доходы граждан, защитить работников.

       Это не означает того, что у нас нет своего видения перспектив и сегодняшних проблем страны.  Именно поэтому я собираюсь говорить о тех проблемах, которые российские профсоюзы формулируют как наказы для нового президентского срока.

         С момента принятия Конституции России наша страна определена ею как социальное государство. Более того, у нас есть и работают такие институты социального партнерства как трехсторонние комиссии всех уровней, от федерального уровня до отдельных предприятий, заключаются соглашения между социальными партнерами. Однако был и остается диссонанс между институтами, их полномочиями и огромным сектором законодательных норм и корпоративных правил, исключающих равное представительство и хотя бы относительно справедливые доходы работников и работодателей (капиталистов, собственников средств производства). Правил — ставящих работников в заведомо подчиненное, а зачастую униженное положение.

          Характеристика России, как богатой страны бедных людей, появилась достаточно давно. Тем не менее, общая динамика роста доходов населения с начала 2000-х годов позволяла рассчитывать на преодоление нищеты, победу над бедностью. Однако последние несколько лет поставили этот результат под сомнение.

        Государственные органы статистики после их переподчинения Минэкономразвития России демонстрируют некоторую положительную динамику в ряде экономических показателей. В частности, рост ВВП, промышленного производства, инвестиций и уровня занятости.

Даже если принимать на веру эти данные, реальные доходы населения страны, а значит и покупательная способность населения, не растут. Реальная заработная плата россиян до сих пор не восстановилась до уровня   2014 года.

В документах правительства наблюдается совсем другой подход. В подготовленном Минэкономразвития России прогнозе социально-экономического развития до 2020 года, который стал основной для разработки проекта бюджета на ближайшие три года, 2017 год характеризуется как период завершения стабилизации и перехода к росту. По мнению Министерства, этот рост будет в основном обусловлен увеличением объема кредитования, прежде всего в виде расширения номенклатуры государственных инвестиционных проектов. Вклад фактора труда в экономический рост по базовому сценарию прогноза, оценивается как отрицательный ввиду снижения численности экономически активного населения. В проекте федерального закона о бюджете предлагается ежегодная индексация зарплат бюджетников на уровне 4% — заявленной величины инфляции. Однако, во-первых, эта величина не соответствует реальному росту потребительских цен ввиду манипуляций с методикой их расчёта, а, во-вторых, не компенсирует падение покупательной способности, накопленное за годы, в которые индексация отсутствовала.

Существуют и другие примеры. В паспорте приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» предлагается в 2020 году принять пакет нормативно-правовых актов, повышающих гибкость трудового законодательства, то есть фактически снижающих ответственность работодателей и повышающих риски наёмных работников. При таком подходе планировать экономическое развитие на основе внутреннего платежеспособного спроса действительно бессмысленно, так как само такое решение уже накладывает на работников ожидание рисков, а, следовательно, понижает их потенциальную активность.  На заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзная сторона комиссии в очередной раз призвала разработчиков этого проекта исключить меры по реформированию трудового законодательства из паспорта приоритетной программы.

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите : * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.