г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Присоединяйтесь:

Страницы нашей истории. Выпуск седьмой.

09.12.2021

Вступление России в Первую мировую войну привело к истощению материальных ресурсов. Правительство объявляло мобилизацию за мобилизацией. Нехватка продовольствия, ухудшение жизни из-за ежемесячного роста цен, неудачи на фронте, гибель солдат привели к нарастанию революционных настроений, как среди рабочих, так и в войсках. В крупных городах начались стычки рабочих с полицией и жандармерией.

В этих условиях многочисленные и предоставленные самим себе профессиональные союзы водников стали восстанавливать свою деятельность, либо воссоздаваться заново.

Дореволюционный опыт работы профсоюзных ячеек водников дополнился условиями политического уклада страны.

За короткое время восстановили деятельность союзов моряков в портах и союзы речников и путейских служащих и рабочих на речных бассейнах. Следует отметить, что в большинстве случаев, каждая организация занималась внутренними узкопрофессиональными вопросами.

В докладе «О профессиональном и революционном движении среди моряков России со дня Февральской революции (протокол совместного заседания Президиума Центрального правления Секции водников с представителями иностранных рабочих, 5.03.1921г.), Т. Ишенко (председатель) отметил:

«…морские организации находились в тесной связи с речными, причем в период с февраля 1917 года до июля месяца 1917г., не имелось организационного центра и зарождались на местах как организации революционные и носили все признаки локализма. Уже их наименования свидетельствовали об этом, и по уставам цели их были различны. Наряду с тем, что союзы возникали для улучшения быта, они уже в то время ставили задачей овладение производством, контроль над ним. Самым старым и революционным союзом моряков явился союз моряков на Черном море, существовавший с 1903 года.

Революционность черноморских моряков торгового флота не соответствовала революционному настроению моряков торгового флота Балтики. Возникший в Одессе Временный Комитет по организации Всероссийского Союза моряков торгового флота, поставил себе целью созыв Всероссийского Съезда. Причем Союз моряков подразделялся в Одессе на две организации: союз команд, имевших печатный орган «Моряк» и союз судоводителей и механиков, издававший газету «Маяк». Каспийская организация по революционности не уступала Одесской. На Белом море были две организации.»

В своем выступлении (докладе) один из первых организаторов объединения водников - Т. Ищенко (председатель) обратил особое внимание:

«…Перед Всероссийским съездом между югом и севером шла борьба за влияние. Южане настаивали на том, чтобы съезд состоялся в Одессе, северяне же считали необходимым созвать Съезд в Петрограде. Спор не ограничился разрешением территориального вопроса, а перешел в плоскость влияния на съезд и всю работу.

За месяц до съезда в Петрограде состоялось совещание, и на юг была послана делегация с предложением не настаивать на созыве съезда в Одессе, а всем съехавшимся в Одессу приехать в Петроград.

Наконец, пришли к такому выводу все, съезд должен быть в столице. В то же время съезд прошел под влиянием делегатов от Черного моря и южных рек, которых возглавлял товарищ Старостин - лидер съезда, по профессии кочегар-черноморец. Из числа рассматривавшихся - 19 вопросов касались организации водного хозяйства, 15 - организации труда. Был поставлен и самый кардинальный вопрос - о национализации флота.

На съезде было предоставлено 18 морских организаций (из 30 профсоюзов всего, участвующих в работе учредительного съезда), которые стали называться отделами союза, и деятельностью которых после Съезда руководил Центральный Комитет (Цекморек).

В исполнении задачи, сформулированной Съездом, Центральный Комитет поставил цель - присоединить к союзу водников все другие речные организации, которые не были представлены на учредительном съезде, и для достижения этой цели были выделены разъездные члены ЦК - 4, которые работали на местах по организации союза».

Как сообщается в брошюре Григория Ачканова «Как мы боролись и строили свой союз» (издание РИО ЦК Профсоюза, 1923г.), подготовленной в качестве материала для истории Всероссийского союза рабочих водного транспорта, подготовленной в качестве материала для истории Всероссийского союза рабочих водного транспорта, работа по созыву Всероссийского съезда не ограничилась только борьбой за место созыва съезда - в Одессе или Петрограде.

В начале 1917 года, пишет Г. Ачканов, в Петрограде состоялся Организационный съезд моряков, в работе которого участвовали моряки Одессы (одну делегацию черноморцев возглавлял тов. Старостин, другую - тов. Яковлев), представители торгового флота Ревеля, Гельсингфорса, Або, Кронштадта, Петрограда, Бердянска, Таганрога, Астрахани, а также представители профсоюзов речников Дона, Кубани, Днепра, Невы. Программа была разнообразна; наряду с вопросами чисто-профессионального характера и улучшения быта моряков и речников, в ней стояли вопросы производственные, юридические и политические.

Моряки и речники совместно: обсудили вопросы, намеченные к решению в июле 1917г., в связи с созданием водниками союза по производственному принципу; подготовили проект Устава; избрали Организационное бюро по созыву Учредительного Съезда. На съезде были приняты все резолюции, подготовленные моряками-черноморцами группы т. Старостина. «Победила революционно-классовая точка зрения» - отмечает Г. Ачканов.

9 мая 1917 года ко всем профсоюзам моряков и речников было направлено обращение: направить своих делегатов для участия в работе Объединительного съезда с целью создания Всероссийского союза моряков и речников торгового флота (ВСМРТФ).

                                            

Источники:

1. Протокол совместного заседания Президиума Центрального правления Секции водников с представителями иностранных рабочих (05.03.1921г.);

2. «Как мы боролись и строили свой союз», Г. Ачканов (ЦК водников, 1923г.)


 


 


Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть