г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Страницы нашей истории (выпуск шестой). Возникновение профессиональных союзов на речном транспорте

29.11.2021

Условия труда и быта рабочих - речников были более тяжелыми, чем у моряков, а оплата труда более низкой.

При завершении навигации, большинство судовых команд увольняли с работы без какой-либо компенсации, и без гарантии трудоустроиться и получить рабочее место в следующем году. Не имея работы, значительная часть речников возвращалась в деревни, к разрушенным, в период отсутствия хозяина, крестьянским хозяйствам, другая - искала временное пристанище и занималась различным промыслом.

В среде речников сильно преобладали патриархальные настроения, предполагавшие, что добрые и мирные отношения с капитаном позволят иметь постоянную работу и повышение заработка.

Возникновение союзов на Волге.

Комиссия при ЦК профсоюза водников по изучению истории профессионального союза водников (исторический очерк под редакцией М.Н. Быстрова, 1928г.) отметила отсутствие организованного профессионального движения речников Волги до 1905 года. Это не значит, что речники не выступали против произвола судовладельцев. Протесты речников, в основном, носили локальный характер и ограничивались в пределах одного судна, мастерских или затона.

Так, в 1902 году попытку организовать забастовку среди речников, с выдвижением требований повысить заработную плату, предприняла политическая партия - Социал-демократическая организация Нижнего Поволжья. Забастовка не удалась, т.к. ее поддержали экипажи 4-5 пароходов. Простояв несколько часов и не получив поддержки со стороны других судов, команды прекратили забастовку.

В 1905 году в Астрахани водники через генерал-губернатора выставляют судовладельцам петицию с требованием установить 8-ми часовой рабочих день; повысить заработную плату; установить двойную плату за выполнение сверхурочных работ; организовать бесплатное лечение рабочих и их семейств и пр. (газета «Приволжский край» № 43 и № 44 от 2 марта 1905 года).

Не получив ответа на свои требования речники объявляют забастовку, которая заканчивается частичным удовлетворением их требований.

В мае 1905 года в Рыбинске вспыхивает забастовка водников, требующих повысить заработную плату. Одновременно возрастает угроза проведения забастовки бакенщиков, требующих повышения заработной платы и улучшений условий труда.

Судовая администрация выступает за создание своего профессионального союза, требуя от властей реализации Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанного С. Витте по поручению императора Николая I, в связи с непрекращающимися в стране волнениями и нацеленного на предоставление в стране некоторой свободы, включая права граждан на создание союзов.

2 ноября 1905 г. в Нижнем Новгороде состоялось собрание судоходных служащих, на котором был избран Временный комитет по организации союза. Временный Комитет обратился с воззванием ко всем волжским рабочим и служащим с призывом вступить в члены союза. Собрание состоялось в Казани 13 ноября 1905 года и обсудила отношение водников Казани к созданию на Волге - Союза волжских служащих. Собрание приняло решение создать в городе ячейку Союза волжских служащих.

В ноябре 1905 года в Астрахани создан Союз волго-каспийских судоводителей и учрежден Союз машинистов.

Попытки создания профсоюзов предпринимают волгари в некоторых крупных городах: Рыбинске, Саратове, Самаре.

В декабре 1905 года в Астрахани местный комитет Союза от имени водников-волгарей обратился к судовладельцам с экономическими требованиями и одновременно организовал стачку речников. Получив заверения от судовладельцев о готовности обсудить выставленные требования с целью их решения совместно с представителями профсоюза, стачечный комитет прекратил стачку 10 декабря 1905 года. После прекращения стачки судовладельцы отклонили большинство требований волгарей и предложили оставить их решение на будущее. Более того, судовладельцы, специально затянули переговоры до завершения навигации. После завершения навигации большая часть речников разъехалась по домам в деревни.

Возникновение союзов в Сибири.

Григорий Ачканов в брошюре «Как мы боролись и строили свой союз» (издание ЦК Профсоюза, 1923г.) отмечает: «Сибирь раньше не имела профессиональных союзов водников. Этот край служил местом ссылки политических по суду и в административном порядке, большинство которых ссылалось на «вечное поселение». Ссыльные принуждены были искать применения своего труда всюду, где только представлялась хоть малейшая возможность получить работу. Многие из политических ссыльных работали в водном транспорте на сибирских реках, и как только волны революции докатались до Сибири, они принялись за организацию советов и союзов. До революции судовладельцы на сибирских реках применяли почти рабских труд рабочих-киргизов, которых эксплуатировали до последней крайности, а платили им меньше, чем платили другим рабочим. Взаимоотношения с судовладельцами обострялись, и рабочие перешли к более организованным формам работы: созданию ячеек и союзов, которые в мае 1917 г. создали в Томске. Бюро по созыву съезда водников западно-сибирских рек учредили сибирское объединение съезда водников «Западно-сибирские реки».

Начиная с 1905 года, на основании Манифеста от 17 октября 1905 года, в целом ряде крупных сибирских городов возникают профессиональные ячейки водников. Так, в Красноярске в начале ноября, возникают цеховые объединения штурманов, машинистов, масленщиков, кочегаров, матросов. В Томске ведется подготовка к созданию «Западносибирского союза судоходных служащих и рабочих», имеющего целью объединить всех рабочих и служащих Томского округа путей сообщения, как казенных, так и частно-коммерческих предприятий.

Неудачей закончилась попытка создать профессиональный союз в Челябинске, организаторы которого были сразу же арестованы властями. В качестве пояснения следует отметить , что перед закрытием навигации 1904 года в качестве стихийного протеста, вспыхнула стачка, которую возглавили представители политических революционных движений. Результат: повышение заработной платы водников на 10-15 процентов, улучшение условий труда, увеличение сдельной оплаты за труд на 80 процентов; аресты ее руководителей и рабочих, проявивших наибольшую активность в ходе проведения стачки. После завершения стачки с властями продолжились репрессии в отношении водников. Под предлогом выявления участников еврейского погрома, произошедшего в городе, полиция арестовала большинство участников стачки. Любая деятельность, нацеленная на создание профессионального союза водников, в этих условиях, делается невозможной.            

Возникновение союзов на Амуре.

К 1895 г. на Амуре имелось 56 частных пароходов и 64 баржи общей грузоподъемностью в 70 000 пудов. К специфическим условиям работы водников на Амуре относятся большие запасы золота, добыча, которого, как правило, осуществлялась незаконно.

В лице амурских судовладельцев выступали золотоискатели, для которых судоходство было средством легкой наживы. Поэтому пароходы, ходившие по Амуру, были легкой постройки и рассчитывались на непродолжительный срок эксплуатации.

С другой стороны, наемная команда на эти суда нанималась из людей случайных искателей счастья. Кроме того, колонизация когда-то пустынного края привела в состав водников людей, защищающих свои религиозные убеждения - молокан, духоборов, толстовцев, для которых работа на водном транспорте, рассматривалась, как подсобное от сельского хозяйства, занятие. Пограничное положение с Китаем привело в состав водников Амура большое количество китайцев, соглашавшихся работать за более низкую оплату, чем русские.

Первые попытки организации союзов на Амуре относятся к 1903 году, когда было создано Амурское Речное Общество.

В 1905 году на Амуре создаются четыре профессиональных объединения: Общество командиров и их помощников, Общество машинистов и их помощников, Общество лоцманов, Общество судовой команды. Все они были не очень многочисленны и ограничивали своим интересы весьма узким кругом вопросов, не затрагивающих интересы большинства работников и действовали не очень продолжительное время.

Возникновение союзов водников Севера

В январе 1906 в Архангельске образован профессиональный союз рабочих в Соломбале. К первому союзу водников, созданному архангельскими рабочими, постепенно присоединяются рабочие мастерских управлений порта, судовые команды и рабочие лесопильных заводов. К 1919г. союз насчитывал порядка 400 человек и решал многие вопросы. Наряду с экономическими проблемами на заседаниях обсуждаются идеологические вопросы.

В феврале 1906 года часть моряков - членов Союза рабочих в Соломбале, создают еще одну профессиональную организацию - Союз моряков, и являются членами двух союзов. В союз моряков вступило 79 человек. Устав определил порядок членства - труженики моря, работавшие по найму; и цель создания - защита экономических интересов работающих водников. Для осуществления текущей работы была избрана Организационная комиссия союза моряков.

Зарегистрировать легальную деятельность морякам не удалось. Пока они ждали разрешения от властей, в стране запрещается деятельность любых профессиональных союзов. Повсеместно проводятся обыски, аресты руководителей и актива, конфискуется имущество. Сначала закрывается Союз рабочих в Соломбале, затем приостанавливается регистрация Союза моряков.

Власти редактируют устав и меняют содержание деятельности организации. Слово «союз» заменено властями на слово «общество» - Общество моряков торгового флота Русского Севера, целью которого стало оказание помощи морякам и взаимовыручка. Количество членов сократилось до 40 человек.

Возникновение союзов у речников Северо-Запада

В 1907 году состоялась забастовка на реке Неве в Шлиссельбурге, во время которой речники сумели отстоять свое право на создание легальной профессиональной организации.

К забастовке примкнули 49 пароходов с общей численностью судовых команд 400 человек. Участники забастовки выдвинули требования, связанные с увеличением размера заработной платы, с уменьшением продолжительности рабочего дня, с улучшением условий труда.

В качестве дополнительных условий, были выдвинуты требования - беспрепятственное создание своего союза. Другими словами, речники Северо-Запада одними из первых осознали, что защита коллективных прав и интересов наемных работников перед работодателем и властью, осуществляется собственной организацией.

Попытка администрации использовать штрейкбрехеров для подавления забастовки, успеха не имела. Арест двух членов стачечного комитета, послужил условием для сплоченных выступлений.

Через пять дней после начала организованных массовых выступлений речников, градоначальник - генерал Драчевский вынужден был согласиться со всеми требованиями, в том числе с созданием Союза водников Северо-Запада.

Возникший также, в результате победы водников, Союз команд буксирных пароходов Невского района за короткий срок увеличил свою численность. Профсоюзное членство превысило 1200 человек. Приоритетными в работе стали: увеличение профсоюзного членства; установление контроля за порядком найма и увольнения работников; оказание материальной помощи безработным членам союза, включая предоставление им ночлега в общежитии и выдачу пособия в размере 30 копеек в день.

Через год в 1908 году Союз водников был закрыт властями с формулировкой «за бездеятельность».

 

Источник: Г. Ачканов «Как мы боролись и строили свой союз», 1923г.

                М. Быстров - исторический очерк, 1928г.

                В. Конталев, профессор МГАВТ, 2015г.

 

               

               


Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть