Руководителю Федерального
медико-биологического агенства
Уйба В.В.
Об установлении
норматива медперсонала
на морских судах
Уважаемый Владимир Викторович!
Направляю нижеизложенные предложения Профсоюза работников водного транспорта по вопросу необходимости наличия медперсонала на морских судах в соответствии с требованиями Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.
Значительное число обращений моряков за медицинской помощью в иностранных портах свидетельствует об актуальности возвращения судовых врачей на российский флот.
По информации из бассейновых профсоюзных организаций с учётом проведённых ими консультаций с медперсоналом и администраций медучреждений, обслуживающих моряков, Профсоюз работников водного транспорта считает необходимым разработать следующие меры, связанные с реализацией Конвенции 2006 года, в части медобслуживания моряков.
О медицинском персонале.
Обязательное наличие судового врача на ледоколах с атомными энергетическими установками и других ледоколах, постоянно занятых на проводке судов по Северному морскому пути.
Обязательное наличие судового врача на судах, перевозящих опасные грузы (танкеры, газовозы, химовозы) и не заходящих в российские порты более 4 месяцев.
Желательно наличие судового врача на других судах, имеющих численность экипажа более 15 человек и не заходящих в российские порты более 4 месяцев. В этих целях для подобной категории судов необходимо в перспективе всесторонне рассмотреть и обсудить с заинтересованными сторонами вопрос о возможности введения в штат судового экипажа должность, совмещающую должность одного из членов экипажа и должность медицинского работника, например, буфетчик-фельдшер, матрос-фельдшер, повар-фельдшер. Работники, занимающие такие должности, должны быть обучены и иметь соответствующую квалификацию.
Практика показала, что назначение моряка согласно подпункту «с» пункта 4 Стандарта А4.1 Конвенции 2006 года ответственным за медицинское обслуживание (как правило это 2-ой помощник капитана) положительных результатов не даёт, поскольку такие «врачи» боятся по понятной причине брать на себя ответственность за оказываемую моряку медпомощь (в первую очередь за проведение инъекций и возможные последствия). По этой причине они ограничиваются консультациями в иностранных портах.
Об оборудовании судовой амбулатории.
Из всех обращений моряков в иностранных портах за медицинской помощью одна треть из них, как показывает практика, приходится на стоматологическую помощь. Следовательно, в число минимального уровня оборудования судовой амбулатории следует включить (помимо необходимого набора судовой аптечки, медикаментов и инструментов) стоматологическую портативную бормашину, малый хирургический набор, портативный аппарат ЭКГ
О медицинских комиссиях.
Восстановить полноценные медицинские комиссии, осуществляющие медицинские осмотры моряков. Повысить их статус до федерального уровня. Выдавать свидетельства (сертификаты) на право ведения медицинских осмотров водников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (плавсостав, докеры-механизаторы, судоремонтники, водолазы и др). В настоящее время они замыкаются на Департаменты здравоохранения субъектов Российской Федерации. По некоторым сведениям по этой причине появляются фирмы однодневки, в которых моряки проходят медосмотры в ускоренном виде, оставаясь недообследованными, что не может не отражаться на их здоровье и безопасности плавания.
Председатель профсоюза В.В. Кепп