История развития судоходства в России.

История развития движения водников выявляет основные тенденции, которые возникли в процессе роста отдельных его организаций, функционирующих на морском и речном транспорте, которые в дальнейшем учредили профессиональный союз водников.
Необходимо отметить, что история развития Профсоюза не может быть понята вне связи с историей развития судоходства в России.
Водный транспорт в том виде, в каком мы его привыкли узнавать, существует слишком еще непродолжительное в историческом разрезе время. Еще в начале XIX века все суда двигались силой течения, силой ветра , бечевой, с помощью людской тяги. Например, на Волге, было занято до 600000 бурлаков. Появление парового двигателя, коренным образом меняет картину судоходной жизни.
В период 1860-1879 гг. в стране появляется целый ряд крупных транспортных предприятий, как на реках, так и на морях (напр. «Русское общество пароходства и торговли», «Кавказ и Меркурий»).
В то же время необходимо отметить, что экономически морской и речной транспорт развивался не равномерно. На речном транспорте, путем специальной таможенной политики защищавшей русских капиталистов от конкуренции иностранного капитала, обеспечивалась высокая прибыль.
Промышленный и финансовый капитал не был в достаточной степени заинтересован в морском транспорте по той причине, что он боролся за высокие пошлины, чтобы обеспечить себя от конкуренции с импортными заграничными товарами. Картина развития нашего морского транспорта показывает, что правительство не справилось с задачей организации морского транспорта, тратя при этом колоссальные средства на оплату фрахтов иностранному флоту.
Кроме того, необходимо отметить, что было общим для морского и речного транспорта. Основная политика правительства, не учитывала интересы водного транспорта и судовладельцев, финансовая и техническая поддержка государства оказывалась железным дорогам. Характерной особенностью для русского судоходства было создание множества мелких хозяйственных компаний, что, в свою очередь, привело к жесткой конкуренции, невиданной ни в одной отрасли промышленности.
Постепенно за счет разоряемых предприятий водного транспорта происходит концентрация капитала. Например, на Волге образовались крупные общества «По Волге». «Меркурий», Самолет», на Амуре — «Паратор» с участием иностранного капитала и «Амурский национальный флот». На море примерно в это же время были образованы Русское О-во Пароходства и Торговли, Добровольный флот, Русско-Восточное-Азиатское, Северное, Российское Транспортное и Дунайское.
Важнейшей особенностью для дальнейшего развития водного транспорта явилось следующее обстоятельство: в целях защиты военных интересов России, торговый флот во время войны представлял собой единую транспортную флотилию, подчиненную интересам государства.
Исторический ход развития страны закончили подготовленное всем предшествовавшим ходом развития дело объединения флота в единый хозяйственный организм путем национализации флота в 1917г.

Водный транспорт России 1900 — 1914 г.

По мере роста, развития и концентрации транспортных предприятий водного транспорта рабочая наемная сила становится кадровой и профессионально подготовленной.
Так, по данным врачей судоходного надзора и судоходства на Волге (Казанский округ путей сообщений), количество занятой рабочей силы на 1548 паровых и 6406 непаровых судах Волжского бассейна в 1900 году определялось цифрой 65045 чел. В феврале 1914г. — до 83391 чел.
По профсоюзной статистике — количественный состав водников Волги составлял: 1900 год — 81036 человек; 1914 г. — 104241 чел. Общий состав работников на всех водных путей сообщения, включая работников морского транспорта, составлял: в 1900 г. — 200000 чел.; в 1914г. — 250000 чел.
И по отношению этой колоссальной армии работников повсеместно применялась целая система злоупотреблений. Произволу судовладельцев способствовало отсутствие каких-либо нормативных норм, регулирующих условия труда водников. Коллективные проблемы с обсчитыванием и обманом работников, низкая заработная плата при чрезмерно продолжительном рабочем дне, плохое питание, варварские условий найма, устанавливающие кабальную зависимость от судовладельца, бесконечные штрафы за малейшие упущения, полное отсутствие врачебной помощи заболевшим, частые увечья из-за небрежности предпринимателей — такова реальная картина, предоставленная официальным отчетом врачей судоходного надзора, на фоне которой «расцветало наше отечественное» судоходство, перевозившие миллионы грузов и тысячи пассажиров, и приносящее прибыль и многомиллионную доходы в карманы судовладельцев.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8