Зарождение профессионального движения водников.

Неудивительно, что вся история русского судоходства конца XIX века состоит из стихийных выступлений моряков и речников на почве экономических требований. Эти выступления были локальными, далеко не распространялись и ограничивались данным судном, данным цехом.
Учитывая опыт этих выступлений, постепенно водники переходят к более организованным способам борьбы — стачкам и забастовкам. Это путь приводит в свою очередь, к созданию ими более или менее длительного объединения по защите своих трудовых прав .
На море профессиональное движение водников берет свое начало от первых попыток моряков Черного и Каспийского морей построить свою профессиональную организацию.
Еще в 1903г. одесские моряки, составили требования об увеличении заработной платы, покинули суда, спустив с них флаги. Правительство, в целях восстановления движения судов по Черному морю поставило на суда военную команду, чем и сорвало стачку. После последовавших репрессий, моряки нелегально организовали первую среди водников профессиональную ячейку под названием «Регистрация моряков»

Забастовка моряков 1905 года.

В апреле 1905 г. на Черном море начинается всеобщая забастовка моряков, организованная вышеупомянутой нелегальной ячейкой. Забастовка продолжается 45 дней и в ней участвуют 17000 человек.

Судовладельцам выставляются требования:

1. Установить оклад жалованья матросам: 1 класса — 30 рублей; II класса — 25 рублей; кочегарам: 1 класса — 30 рублей; II класса — 25 рублей и III класса — 20 рублей. Старшему атросу и старшему кочегару по 35 рублей; боцману — 45 рублей. По заграничной линии платить золотом половину жалования, кроме персидской и китайской, — где платить полным золотом.
2. Продовольственные — 12 рублей.
3. Артельщик должен быть непременно из команды, по выбору и согласию команды.
4. Работы как в порту, так и в море должны производиться от 7 час утра до 11 час. Дня и от 1 часу дня до 5 час. Вечера. За производство работ до 7 час утра и после 5 часов вечера платить по 20 коп. в час.
5. В воскресенье и праздничные дни отпускать подвахту на берег, а в случае необходимых работ платить по 20 коп. в час.
6. Кочегарские работы в море должны производиться повахтенно, т.е. по 4 часа с восьмичасовым отдыхом; за работы, производимые сверх указанного времени, также платить по 20 коп. в час.
7. Когда работают два котла, тогда кочегару 1 класса должен помогать кочегар II класса , а кочегар, стоящий у одного котла, должен быть 1 класса.
8. Причины, на основании которых капитаны, или старший помощник хотят рассчитать матроса или кочегара, должны быть разбираемы мировым судьей. Мировой судья должен быть из моряков, понимающий все отрасли знаний морской службы.
9. Хорошее обращение с командой (ни в коем случае брань или побои).
10. Заболевшему должны платить полное морское жалование, какою бы болезнью ни заболел, за исключением венерической и сифилиса, а после выздоровления назначать на пароход.
11. Лица, не могущие исполнять работ матроса или кочегара, не должны зачисляться в штат.
12. Не уменьшать штата команд.
13. Не набирать людей на жалование менее назначенного выше.
14. За выгрузку или погрузку командой платить по 5 руб. с тысячи пудов, считая каждый пуд.
15. За увечье, вызывающее потерю какого-либо члена, платить месячную пенсию пожизненно, а после смерти выдавать семейству или родным.
16. Создать право, на основании которого дети команды могли бы воспитываться на казенный счет.
17. Устроить дом, в котором команды, не плавающие на пароходе, могли бы находиться до назначения на пароходы из матросского дома.
18. Установить очередное назначение на пароходы из матросского дома.
19. Отменить погрузку угля командой.
20. Улучшить жилые помещения для команд.
21. Обеспечить старость пожизненной пенсией.
22. Разрешить кассу взаимопомощи морякам палубной и машинной команд, не зависящую от пароходных обществ.
23. Прослужившему год на одном пароходе давать месячный отпуск с окладом жалования.
24. Платить жалование по внутренней и заграничной линиям по два раза в месяц, т.е. 1 и 15 числа.

Результаты забастовки команд Черноморского торгового флота.

Забастовка была поддержана также портовыми и железнодорожными грузчиками, прекратившими разгрузку и погрузку судов, в связи с этим в порту скопилось более 300 русских и иностранных судов.
Правительство, несмотря на сопротивление судовладельцев, сочло нужным достигнуть с моряками соглашение. Для этого была создана специальная комиссия из числа выборных от моряков и представителей судовладельцев. Работа комиссии закончилось подписанием «Соглашением 1905г. между судовладельцами и командами Черноморского торгового флота». К числу основных достижений относится установление 8-часового рабочего дня, установление платы за погрузочно-разгрузочные работы, установление платы за сверхурочные работы, установление платы на довольствие и установление 3-х месячного срока лечения больных за счет судовладельца с обратным приемом на суда выздоровевших.
Стороны смогли договориться о компромиссе по размеру заработной платы.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8