Организация первых профессиональных союзов (объединений).

Примерно аналогичные события привели к объявлению 9 марта 1907г. всеобщей морской забастовки на Каспийском море.
К сожалению, все эти и многие другие попытки заниматься защитой экономических требований наемных работников были обречены на провал. Во-первых, это связано из-за особенностями развития российской государственности ( запрещение профессиональных организаций, репрессии, подавление забастовок, и как следствие — развитие событие в нелегальной политической плоскости) , во- вторых, преобладание цеховых и узко-групповых интересов, которые не затрагивали интересы других профессиональных групп водников и тем самым теряли основу для своего развития и, в -третьих, разногласия внутри союзов и профессиональных групп.
У речников происходит процесс, зеркально отражающий борьбу за защиту экономических интересов моряков.
В конечном итоге профсоюзы на водном транспорте были разгромлены и прекратили свою деятельность на легальной основе. Наступившие вскоре годы 1 мировой войны еще меньше способствовали развитию профессионального движения на водном транспорте. Морской транспорт был милитаризирован, моряки переведены на полувоенное положение со свойственной этому положению дисциплиной.
И все же накопленный в дореволюционный период опыт и практика профессиональной работы был колоссален и востребован в 1917 году. Прежний принцип цехового, узкогруппового построения союзов в начальной стадии движения имеет наибольшее распространение, но наряду с этим появляется и более высокая форма организационного строения союза, что заложило фундамент для производственно-территориального строения Профсоюза работников водного транспорта (ПРВТ).
На морских, речных предприятиях, в путейских организациях создаются отдельные , местные профсоюзы сначала ничем и никак не связанные между собой. Их учреждение основано на защите узких, кастовых и групповых экономических интересов. Но вступив на путь экономической борьбы с судовладельцами , эти союзы уже не смогли удержаться в рамках цехового строения.

Прфсоюзы водного транспорта после 1917 г.

В 1917 году на водном транспорте уже существовало около 15 профессиональных союзов. Наиболее крупные из ни — Балтийский комитет моряков торгового флота, Северный союз моряков Архангельска и Мурманска, Владивостокский союз моряков, профсоюз команд паровых и непаровых судов Невского и Прионежского районов, профсоюз судоходных служащих и судорабочих Северо-Двинского бассейна, профсоюз речников Сибири.
В этом же году союзами судовых команд в Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Вятке, Уфе, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани был образован Общеволжский союз речников (Центроволга).
В 1917 году водники внутренних округов водных путей сообщения объединились и образовали профессиональных союз рабочих и служащих внутренних округов водных путей сообщения (Виквод).
Одновременно с вышеупомянутыми тремя крупными российскими объединениями моряков и речников в стране функционировали и другие союзы, образованными судоводителями и механиками, береговыми работниками водного транспорта: союз рабочих и служащих Казанского округа водных путей, союз рабочих Томского округа путей сообщения, союз рабочих предприятий рек Западной Сибири, организации моряков и речников Дальнего Востока.
Принципиально новым явлением в организационной составляющей профсоюзного движения в этот период развития стало стремление судоводителей и механиков, работников палубных машинных команд, береговых служащих , рабочих доков и мастерских, лоцманов объединить все узкоцеховые профессиональные союзы. Водники поняли, что отстаивать свою права легче организацией, которая объединит всех моряков и речников страны. Цеховые профсоюзы на водном транспорте начали процесс объединения в единую организацию.
Эти усилия привели к созданию в июле 1917 года на учредительном съезде Всероссийского союза моряков и речников торгового флота. Это было началом большого пути, который профсоюз водников и его организации прошли разные этапы развития, учитывая особенности развития российского государства: октябрьская революция, гражданская война, репрессии , ВОВ, распад СССР. Историческая правда заключается в том, что на учредительном съезде была решена задача по организационному объединению крупнейших профцентров на водном транспорте и присоединению к нему многочисленных мелких узкоцеховых организаций водников. На учредительном съезде положено начало созданию в отрасли национальной организации, которая сегодня называется Профсоюзом работников водного транспорта Российской Федераци ( сокращенно ПРВТ ) и и объединяет в своих рядах работников основных профессий, работающих в пароходствах, в портах, на заводах, на других предприятиях и в организациях морского и речного транспорта.

В 1917 году на водном транспорте существовало около 15 профессиональных союзов. Наиболее крупные из них – Балтийский комитет моряков торгового флота, Северный союз моряков Архангельска и Мурманска, Владивостокский союз моряков, профсоюз команд паровых и непаровых судов Невского и Прионежского районов, профсоюз судоходных служащих и судорабочих Северо-Двинского бассейна, профсоюз речников Сибири.   Также  были образованы  союз рабочих и служащих Казанского округа водных путей, союз рабочих Томского округа путей сообщения, союз рабочих предприятий рек Западной Сибири, организации моряков и речников Дальнего Востока.

В 1917 году  союзами судовых команд в Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Вятке, Уфе, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани был организован Общеволжский союз речников (Центрволга); а водниками внутренних  округов водных путей сообщения  был образован профессиональный союз рабочих и служащих внутренних округов водных путей сообщения (Виквод).

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8