СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПУТЬ К УСПЕХУ

 

Повысить эффективность социального партнерства и роль федеральных отраслевых соглашений в вопросах защиты социально-экономических прав работников морского и речного транспорта  — актуальная задача.                                         

 

Профсоюз и социальное партнерство.

Влияние  Профсоюза  работников водного транспорта Российской Федерации (ПРВТ) на положение в области защиты  социально-экономических прав работников морского и речного транспорта осуществляется через систему  федеральных отраслевых соглашений и коллективных договоров, а также в процессе деятельности Профсоюза по инициированию, постановке вопросов и участию в законотворческой и нормативно-правовой работе государственных законодательных и исполнительных органов власти в целях улучшения социально-экономического положения членов профсоюза, занятых в организациях отрасли.

Представительство Профсоюза в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений (РТК) и активное участие в работе рабочих групп профильных комитетов Государственной Думы Российской Федерации, Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Общественного совета Росморречфлота и других федеральных органах позволяет знать о состоянии дел в различных областях экономической деятельности и социального развития, подавать предложения, заявлять позицию профсоюза, налаживать деловые контакты в целях реализации Программу действий ПРВТ в сфере защиты социально-экономических интересов членов профсоюза.

Установлены и продолжают укрепляться партнерские связи в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, с учетом требований социальной ответственности налажено взаимодействие в сфере нормотворческой деятельности с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством морского и речного транспорта, объединениями работодателей — Союзом российских судовладельцев, Саморегулируемой организацией «Ассоциация судоходных компаний», Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта,  Ассоциацией судоремонтных заводов и Ассоциацией связистов морского и речного транспорта.

Профсоюз водного транспорта, его органы и организации включены в систему социального партнерства России посредством участия в РТК и Генеральном соглашении, в соглашении с Министерством транспорта Российской Федерации, а также благодаря налаженному социальному партнерству в отрасли на федеральном уровне и в результате активной работы в первичном звене коллективно-договорных отношений – на предприятиях и в учреждениях, в которых действуют 312 коллективных договоров.

Профсоюз добился заключения в 2009-2012 году на трехлетние сроки действия четырёх отраслевых соглашений на федеральном уровне социального партнерства, охватывающих все направления экономической деятельности   в частном секторе на морском транспорте на 2009-2012 годы  и речном  транспорте на 2012-2014 годы, в подведомственных Росморречфлоту федеральных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях  в сфере морского транспорта Российской Федерации на 2012-2014 годы), а также в финансируемых из федерального бюджета учреждениях в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009-2012 годы, действие которого продлено до середины 2013 года.

Большое внимание уделяется обеспечению  выполнения  соглашений.

Коллективных договоров заключается недостаточно.

Ведущее место в осуществлении непосредственной защиты социально-трудовых и связанных с ними экономических прав работников принадлежит бассейновым и первичным профсоюзным организациям, поддерживающим на должном уровне работу по заключению коллективных договоров и контролю  за их исполнением.

Территориальные и первичные профсоюзные организации руководствуются  федеральными и региональными отраслевыми соглашениями, опираются на них в процессе заключения и выполнения коллективных договоров, исходя из обязательств сторон соглашений, отстаивают права работников при согласовании локальных нормативных актов,  а также в случае обращения членов профсоюза за защитой их прав по трудовому договору.

ЦК профсоюза, территориальные (бассейновые, республиканские) комитеты  и профкомы ПРВТ постоянно занимаются улучшением организации  разработки, обсуждения, принятия и реализации положений коллективных договоров. Однако сделано ещё не всё возможное для улучшения работы в трудовых коллективах.

На водном транспорте пока заключается недостаточно коллективных договоров. В 2010 году общее количество действующих коллективных договоров уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 9 единиц (с 321 до 312, т.е на 2,8%). Удельный вес организаций, охваченных коллективными договорами, в 2010 году составил 78,0%  против 78,3% в 2009 году.

Численность работников, на которых в настоящее время распространяется действие коллективных договоров, превышает 115,5 тыс. человек; по сравнению с 2010 годом  она уменьшилась на 6%.

В некоторых трудовых коллективах ослабло влияние профсоюза на процесс развития коллективного социального диалога  с работодателем.

Имеют место случаи уклонения работодателей от сотрудничества с профорганизациями при заключении коллективных договоров, а также факты принятия решений в сфере трудовых и связанных с ними коллективных отношений посредством издания локальных нормативных актов с нарушением прав профсоюза. Значительное количество судоходных компаний и береговых предприятий под различными предлогами не заключили коллективные договоры.

Социальный диалог на отраслевом уровне.

В организации и осуществлении социального партнерства на отраслевом уровне, которому в 2012 году исполняется 20 лет, ещё не удалось избавиться от недостатков, снижающих эффективность заключенных федеральных отраслевых соглашений.

Социальный диалог в отрасли в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений ослабляется неполным представительством работодателей предприятий основных видов экономической деятельности на водном транспорте.  Например,  Ассоциация морских портов России и Ассоциация промышленных предприятий речного флота (РЕЧПРОМ) отказываются представлять интересы работодателей-членов своих объединений на коллективных переговорах по заключению отраслевых соглашений, не интересуются условиями, размерами, уровнями гарантий заключаемых соглашений, не принимают во внимание влияние этих условий на социально-экономическое положение работников, не используют  социальное партнерство  для улучшения благополучия  членских организаций, не способствуют укреплению социально-экономического положения отрасли как единой системы экономической деятельности на водном транспорте со своей историей, традициями и своим будущим.

Нередко чрезмерно затягивается переговорный процесс по подготовке к заключению (продлению) очередного соглашения.

Нормы трудового права не препятствуют приглашению работодателей к непосредственному участию в отраслевых переговорах. Представители работников предлагали приемлемые формы участия в коллективных  переговорах  работодателям, интересы которых на отраслевом уровне не представлялись их ассоциациями. К переговорам приглашались крупные организации, производственный потенциал и количество работников которых в  совокупности превышали по этим критериям половину объема производства экономической деятельности  отрасли. Однако подобная практика оставляет вне переговоров значительное количество работодателей средних и малых предприятий — их мнение не может быть услышано и отражено в соглашении.

Полагаем, что настало время воспользоваться предложением Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), выразившим готовность способствовать полноценному представительству интересов работодателей на федеральном и региональном отраслевых уровнях  на коллективных переговорах, инициируемых представителями работников в уклонения профильных ассоциаций работодателей  от заключения соглашений.

Действующие федеральные отраслевые соглашения нуждаются в совершенствовании структуры, подкреплении научно обоснованной системой показателей (возможно, отраслевых социальных стандартов) в области структуры и величины заработной платы, доходов работников, условий труда, а также оценки жизненного уровня работников и их семей, в том числе в отношении перспективы улучшения социально-экономического положения работников,  поддержания в обществе благоприятного психологического климата, в основе которого проявляются явные признаки социальной справедливости.

Ключевое условие отраслевых соглашений  в понимании стороны, представляющей, работников  сводится к следующему руководящему принципу:  работник должен добросовестно трудиться в достойных условиях, а его труд подлежит вознаграждению достойной заработной платой.

Важное место занимает проблема качества, эффективности коллективных отношений работников и работодателей  и их представителей  на отраслевом  региональном уровнях и в первичном звене, то есть  на уровне организации.

Даже  в условиях непрерывных реорганизаций в трудовых коллективах и реформирования систем управления государственными учреждениями на морском, речном транспорте  и внутренних водных путях,  принимаемые  Центральным комитетом профсоюза меры по становлению и развитию социального партнерства в новых условиях в 2005-2011 гг., позволили усилить  активность профсоюзных организаций в области коллективно-договорных отношений на предприятиях и в учреждениях, поднять  социальное партнерство в отрасли на качественно новый уровень. Особенности структуры и экономической деятельности по оказанию транспортных и государственных услуг  нашли отражение в ныне действующих четырёх соглашениях.

Работодатели в социальном партнерстве.

По мере укрепления и расширения сферы действия рыночных отношений на водном транспорте, в том числе в сфере оказания государственных услуг,   стали нарастать трудности в обеспечении роста реальной заработной платы работников, предоставлении  в не снижаемом размере ранее установленных на предприятиях и в учреждениях дополнительных гарантий и льгот (не говоря уже об их увеличении), повышении социальной ответственности работодателей. Не все профсоюзные организации совместно с  работодателями смогли преодолеть возникшие осложнения. В большинстве организаций имеются определенные возможности для повышения эффективности  коллективно-договорных отношений и социального партнерства во всех его проявлениях.

Основное внимание при заключении коллективных договоров и соглашений уделяется росту реальной заработной платы, реализации мер, направленных на обеспечение занятости, улучшение условий труда, защиту трудовых прав, предоставление социальных гарантий, повышение квалификации работников.

Не правы те из работодателей, которые в своем стремлении минимизировать затраты на наемных работников, признают за ними только трудовую функцию и не хотят слышать о социальном партнерстве. Иные   руководители не видят необходимости регулировать взаимоотношения с работниками путем сотрудничества и заключения коллективных договоров на уровне организаций, воспринимают это как ограничение свободы  принятия единоличных решений.

Поэтому не всегда работодатели приветствуют предложения профсоюзных организаций о подготовке и согласовании условий коллективных договоров.

 Складывается мнение, что в системе приоритетов работодателей трудовые отношения занимают второстепенное положение; они рассматриваются как  беспокойное приложение к экономическим и политическим условиям развития и функционирования бизнеса, а социальное партнерство низводится до общения через почту по схеме: «входящий-исходящий номер», «вопрос-ответ (зачастую отказ)». Не удивительно, что в таком варианте «социального партнерства» полностью отсутствует положительное влияние на условия труда и повышение жизненного уровня работников, на формирование благоприятного  социально-психологического климата в трудовом коллективе.

 По логике некоторых работодателей предприниматель простодушный  благодетель: он дает занятие (благо) работнику. Этим отношения исчерпываются.  И ему незачем обременять себя хлопотами по вовлечению работников в процесс обеспечения повышения производительности труда, поиск путей улучшения качества работы, заботу о достойных условиях труда и совершенствование системы оплаты труда. Так ли на самом деле нужно относится к ценнейшему ресурсу производственного процесса — использованию рабочей силы в целях повышения эффективности производства?

Одной из привлекательных особенностей социального партнерства является возможность совместить интересы работодателя и мотивацию работников. Работодатель нуждается в повышении эффективности деятельности организации. Работники также заинтересованы в этом, если в результате улучшаются условия и оплата труда или увеличивается социальный пакет.  В отраслевых соглашениях и в коллективных договорах могут быть предусмотрены соответствующие договоренности и обязательства сторон на этот счет.

Более того, специалисты в области социально-трудовых отношений убедительно доказывают необходимость введения социального планирования на современной основе с тем, чтобы привлечь рабочих к управлению производством, рационально использовать кадровый потенциал.

Предмет коллективных переговоров: качество содержания изменилось.

В последние годы изменилось качественное содержание заключаемых коллективных договоров. В большинстве случаев коллективные договоры отвечают вызовам, предъявляемым социально-экономической ситуацией, они содержат дополнительные по сравнению с законодательством трудовые гарантии и компенсации, закрепляют положения региональных, региональных трехсторонних отраслевых соглашений и отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства.

Отраслевые соглашения и коллективные договоры отражают трудовые и связанные с ними экономические интересы всех работников отрасли, предприятий, учреждений; они не ограничиваются только какой-нибудь одной профессиональной группой рабочих или специалистов, скажем, моряков или докеров-механизаторов и др. Соглашения по профессиональному признаку  (профессиональные соглашения) не находят поддержки у сторон переговоров, поскольку в них предоставляются определенные преимущества некой влиятельной  группе работников, интересы которой противопоставляются всем остальным работникам; тем самым создаются предпосылки для возможности дестабилизации обстановки в коллективе, которая может возникнуть в результате недовольства  других групп работников, обделенных вниманием.

Вместе с тем, принципиальные отличия труда некоторых категорий работников, например, плавающего состава, должны достойным образом найти отражение в отраслевом соглашении на федеральном уровне и в коллективных договорах. На наш вгляд не стоит сохранять неизменным в существующем виде мало информативное условие отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2009-2012 годы (п. 5.3.1), на котором настояли представители работодателей: “Оплата труда моряков устанавливается в рублях и производится, как правило, исходя из должностных окладов (соответствующих им тарифных ставок), закрепленных в штатных расписаниях, утверждаемых судовладельцем, а также на основании иных элементов оплаты труда в соответствии с коллективным договором”. Полагаем целесообразным предусмотреть в соглашениях принципы установления должностных окладов работников плавсостава, критерии отнесения судов к группам по оплате труда, условия доплат за  работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и др.

Заключенные отраслевые соглашения нуждаются в совершенствовании. Но и в существующем виде они благоприятствуют заключению коллективных договоров, являются отправной базой для формирования переговорной позиции при обосновании мнения выборного профсоюзного органа в отношении проекта локального нормативного акта,  представленного работодателями.

По закону инициатива в предложении заключить коллективный договор (соглашение) может быть проявлена любой из сторон социального партнерства. Исходя из нынешнего состояния социального партнерства, считаем, что в диалоге с работодателем об оптимальном согласовании интересов сторон профсоюзная организация должна взять инициативу в свои руки.

Иногда представители работников, чтобы начать переговорный процесс, вынуждены прибегать к процедурам, предусмотренных порядком разрешения  коллективных трудовых споров. В некоторых организациях имели место судебные  разбирательства и коллективные трудовые споры в связи с не выполнением или отказом администрации от включения обоснованных требований  работников  в  коллективный договор.

Минувший финансово-экономический кризис вызвал снижение спроса на продукцию и услуги большинства организаций. Работодатели  использовали это обстоятельство для отказа от выполнения некоторых положений действующих коллективных договоров, соглашений, а также для заключения новых коллективных договоров на сниженных уровнях гарантий и льгот. По мере оздоровления ситуации  сторона работников надеется вернуться  на уровень утраченных позиций и пойти дальше.

Необходимо уделять больше внимания мерам по налаживанию реального социального партнерства в каждой организации, его организационным основам и дальнейшему совершенствованию. Требуется повседневное всемерное содействие укреплению и развитию сотрудничества профорганизаций и работодателей.

Повышенная активность Профсоюза, настойчивость в соблюдении условий коллективных договоров безосновательно воспринимается работодателями как  опасность для их корпоративных интересов, ограничение свободы  администрирования. Они требуют расширения области применения локальных нормативных актов за счет ситуаций, которые обычно регулируются  коллективным договором, предлагают включить соответствующую рекомендацию, например,  в отраслевое соглашение по речному транспорту.

В настоящее время сторона работников встречает твердое отрицание  работодателями требований повышения уровня заработной платы, её индексации в связи с удорожанием потребительских товаров и услуг, сдержанное отношение к принятию обязательств по оказанию помощи лицам, уволенным в связи с сокращением численности или штатов, по включению  некоторых вопросов социально-трудовой сферы в круг проблем, регулируемых коллективным договором.

В ряде случаев представители работодателей настаивали на обтекаемой форме обязательства, допускающей субъективную оценку  для отнесения ситуации, позволяющей отказаться от исполнения условия коллективного договора, соглашения. Чаше всего при этом используются удобно-неопределенные формулировки  вроде  «при наличии у работодателя финансовой возможности», что позволяет оспорить обязательства, предусмотренные отраслевым соглашением в вопросах установления достойной оплаты, стимулирования труда, поощрений, дополнительных гарантий и льгот, непосредственно не связанных с трудовыми отношениями (жилищный вопрос, оздоровление, содействие воспитанию детей, социальная поддержка) и другие.

Результативность соглашений снижается также в случаях недостаточного  контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров.

Не способствуют развитию социального партнерства и расширению внедрения коллективно-договорной формы взаимоотношений между работниками и работодателями такие факторы, как низкая рентабельность деятельности многих организаций, равнодушие и недостаточная степень организованности отдельных работодателей и объединений работодателей к заключаемым в организациях коллективным договорам (соглашениям) и формированию системы регулирования оплаты труда, посредственный уровень профессионализма в деятельности значительного количества профсоюзных организаций.

Негативные последствия наступают из-за недостаточного умения сторон социального партнерства согласовывать интересы и нежелание идти на компромиссы, социальной пассивности работников, отсутствия стремления к коллективной защите своих интересов, неполного отражения в коллективных договорах трудовых гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством и конкретизированных к условиям деятельности организации, а также дополнительных социальных гарантий.

Практические действия.

Социальное партнерство может быть более эффективным, если использовать его возможности при принятии решений на всех уровнях сотрудничества по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений.

ЦК профсоюза, бассейновые, республиканские комитеты  и профкомы ПРВТ постоянно занимаются улучшением организации процессов разработки, обсуждения, принятия и реализации положений отраслевых соглашений и коллективных договоров.

В целях повышения роли  отраслевых соглашений на федеральном уровне социального партнерства в защите социально-экономических интересов работников в ЦК профсоюза  принято решение продолжить активное участие профсоюза  во всех органах социального партнерства, расширять и развивать сотрудничество со структурами, занятыми законотворчеством и подготовкой нормативных правовых актов, осуществить меры по совершенствованию социального партнерства на федеральном  отраслевом уровне и в организациях,  а также добиться  устранения  недостатков, имеющихся  в этой области,

Выборным органам территориальных и первичных профсоюзных организаций поручено обеспечить информирование и обучение профсоюзного актива и специалистов-участников коллективных переговоров, организационным основам и методам осуществления социального партнерства (по возможности) в тесном взаимодействии и сотрудничестве с администрацией и специалистами предприятий, учреждений.

Президиум ЦК профсоюза счел необходимым с учетом итогов выполнения отраслевых соглашений и коллективных договоров на основе предложений территориальных (республиканских, бассейновых) комитетов определить приоритеты, разработать рекомендации по поэтапному включению в соглашения и коллективные договоры обязательств, обеспечивающих достойные условия труда и достойный уровень заработной платы работников, установлению дополнительных трудовых и социальных гарантий,  повышающих уровень жизни работников, дающих представление о жизненных перспективах.

В среднесрочной  перспективе предполагается реализовать мероприятия по приближению  минимальных отраслевых уровней оплаты труда к уровню международно-признанных стандартов оплаты труда, совместно с представителями работодателей приступить к разработке отраслевых социальных стандартов по оплате труда.

Источником необходимой информации для объективной оценки  результативности социального партнерства организаций в схожих условиях   могла бы стать доступная публичная социальная отчетность компаний в соответствии с международной практикой, как это уже практикуется в Российской Федерации при проведении  конкурсов  «Российская организация высокой социальной эффективности».

Важнейшей задачей Профсоюза  является достижение взаимопонимания с работодателями относительно приоритетных направлений, способствующих росту производительности труда и повышению конкурентоспособности организаций, а также в области оплаты труда, занятости работников, охраны труда,  укрепления и развития сотрудничества сторон социального партнерства.

Полагаем, что в поле зрения должны находиться вопросы рационализации использования рабочих мест, нормирования труда совершенствования систем оплаты, стимулирования (в том числе за отсутствие роста травматизма, нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда, повышение производительности труда) и мотивации труда, улучшение организации заработной платы работников бюджетных организаций  посредством увязки уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, качеством и результатами труда.

Профсоюз приветствует организацию совместной с работодателями работы по вовлечению работников в реализацию мер по повышению производительности труда, поощрению инициативы работников, содействующей улучшению деятельности организаций, проведение согласованной политики, обеспечивающей рост профессионально-квалификационного уровня работников (переподготовка, повышение квалификации, обучение вторым профессиям), повышение трудовой мобильности (совмещение профессий, должностей, внутреннее совместительство), занятость высвобождаемых работников, формирование кадрового резерва на замещение вакантных должностей из числа наиболее инициативных и квалифицированных работников.

Основные направления и мероприятия по реализации этих идей пока находят лишь частичное отражение в решениях территориальных и первичных профсоюзных организаций, в заключаемых отраслевых (региональных) соглашениях,  в коллективных договорах и локальных нормативных актах. Мы рассчитываем на усиление внимания к этим новым вопросам.

Профсоюз надеется на помощь РСПП стороне работодателей в обеспечении легитимности представительства  интересов стивидорных компаний (морской транспорт) и судостроительно-судоремонтных предприятий (речной транспорт) на коллективных переговорах с представителями работников по заключению федеральных отраслевых соглашений.

Реализация  намечаемых мер потребует энергичных усилий, займет  определенное время.

Первым шагом на пути изыскания резервов производственных и финансовых ресурсов организаций в целях повышения эффективности социального партнерства на отраслевом уровне и на уровне организации могло бы стать принятие дополнений к заключенным соглашениям, коллективным договорам в виде согласованного тезиса (позиции) сторон о важнейших приоритетах:   обеспечении роста производительности труда (обязательство, реализуемое работодателем при содействии и участии представителей работников, профсоюзом) и создании на этой основе достойных условий труда и оплаты труда работников (по программе, согласованной с профсоюзом и контролируемой сторонами соглашения, договора). Как принято в любом серьезном деле, дополнение должно подкрепляться  расчетами, календарными планами реализации задуманного, графиками достижения промежуточных целей, темпами (величинами, размерами) намечаемого увеличения производительности труда, сопутствующего адресного увеличения заработной платы, улучшения условий труда и т.п.

В порядке информации.

В соответствии с решением профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  Минздравсоцразвития  России  подготовил проект Концепции развития социального партнерства в Российской Федерации.

Согласно Концепции предполагается создать такую систему рыночных механизмов регулирования социально-трудовых отношений, при которой  представители работодателей и работников, были бы в равной степени заинтересованы в заключении соглашений и коллективных договоров в целях согласования наиболее важных вопросов социально-трудовой сферы, содействующих устойчивому развитию организации (предприятия, отрасли), поддержанию социальной стабильности, обеспечению  защиты трудовых прав работников.

 

Кепп В.В., председатель Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации