г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Страницы нашей истории (выпуск 4)

10.11.2021

   Есть ли другая часть пролетариата в России, которая была бы так тесно связана с крестьянством, как железнодорожники и водники, которая так тесно входила бы в своей повседневной экономической деятельности, и в связи с промышленностью - отметил В.И. Ленин в своем выступлении на Объединенном Съезде работников железнодорожного и водного транспорта в 1921 году.

    В соответствии с отчетными данными врачей судоходного надзора и на основании судоходной переписи, количественный состав рабочей силы на Волге по состоянию на февраль 1914 г. составил - 83 391 чел. Из них 84% - крестьяне, 12% - мещане и 4% прочие сословные группы. Известно, что работа на водном транспорте является сезонной. На зимний период огромная масса волгарей оставалась без работы, Лишь 12 432 чел., т.е. 14,9% общего навигационного состава судовых команд оставались на зиму при судах в местах их зимовок по затонам и мастерским. Основная масса, а именно: 49 792 чел., т.е. 59,5% возвращалась в деревню. Остальные волгари занимались различными промыслами, и торговлей.

                                   Численный состав работающих:


1900 г.

1914 г.

Водники Волги (имели 50% состава водных перевозок)

81 036 чел.

104 241 чел

На всем внутреннем водном транспорте (без морей)

162 072 чел.

208 482 чел.

На морском транспорте

200 000 чел.

250 000 чел.

Труд и быт водников

    В царской России водники находились в полной зависимости от судовладельцев, которые чаще всего, хищнически пользовались живой рабочей силой. Государство не регулировало норм условий труда водников. Невыносимые жилищные условия, низкая заработная плата при чрезмерно продолжительном рабочем дне, плохое питание, варварские условия найма, устанавливавшие кабальную зависимость водника от судовладельца, бесконечные штрафы за малейшие упущения, полное отсутствие медицинской помощи заболевшим, частые увечья из-за небрежности предпринимателей - вот та печальная картина, данная по официальным материалам врачей судоходного надзора, с одной стороны. С другой - многомиллионные доходы, полученные судовладельцами от грузовых и пассажирских перевозок.

    Хуже всего дело обстояло с рабочими на плотах, которые вынуждены были пользоваться, так называемым жильем, открытым с двух сторон. Высота этой «избушки» была так мала, что человек не мог выпрямиться, ширина и длина - недостаточны, чтобы спать вытянувшись во весь рост. Спать приходилось либо на мокрых бревнах, либо на соломе, брошенной на мокрые бревна.

    Команды паровых и непаровых судов обречены были жить в течение всей навигации в тесном, сыром, душном, лишенном света и совершенно непригодном для жилья трюме. Вентиляции и отопления не было. Люди дышали зловониями от испарений, идущих от трюмных вод.

    Прожив всю навигацию в таких ужасных условиях, водник возвращался на зиму в деревню, хозяйство которого без его рук, пришло в упадок. Для той части, которой «некуда деваться» в качестве жилья в зимних условиях служили землянки, предоставленные ему судовладельцем.

     Не удовлетворяли также самым минимальным требованиям санитарии и гигиены и деревянные дома, служащие жильем судовых команд по затонам. В качестве экономии дома не имели сеней и двери открывались на улицу. Переполнение квартир доводило до того, что обитатели выдергивали мох из сруба, чтобы появился приток свежего воздуха. Печи дымили. Испарения от приготовляемой еды насыщали помещения удушливыми запахами. Рядом сушилось мокрое белье, валенки, онучи.

   Отсутствие законодательства, защищающего интересы водников, наличие колоссальной резервной армии труда, конкуренция при найме, предоставили по факту судовладельцу любые способы эксплуатации водника. Заработная плата колебалась от 8 до 14 рублей в месяц. В большинстве случаев судовладельцы удерживали часть заработка до окончания навигации в качестве залога, что рабочий не сойдет с судна. Если водник должен был по каким-либо причинам уволиться, то эта часть его заработка не возвращалась. Если рабочий работал до конца навигации, то часть его заработка возвращалась воднику в качестве наградных.

    Широко практиковалось введение, так называемых, вычетов. Матрос должен был получить на руки 30-35 рублей, а судовладелец выплачивал ему 15, предоставляя возможность, в случае не согласия, обратиться в суд - по месту нахождения главной конторы пароходства. А поскольку проезд до этой самой конторы являлся дополнительным бременем и предполагал неподъемные финансовые расходы, то рабочий, находясь в беспомощном положении, предпочитал получить хотя бы предлагаемую сумму.

    Ничтожная заработная плата водника, была подвержена дальнейшему сокращению в пользу хозяина за малейшие нарушения.

    В расчетных книжках прописывались пункты, по которым устанавливается штраф: здесь и прямое неисполнение обязанностей, и непослушание, и дерзость, и курение табака, и пропажа грузов, и недостаток преданности фирме, и всякого рода другие поступки.

Продолжительность рабочего дня водника.

    Двухсменная вахта не устанавливает 12-часового рабочего дня. В общую продолжительность рабочего времени включаются погрузочно-разгрузочные работы, авральные работы, предоставление различных, так называемых, услуг администрации. Можно предположить, что у рабочего водника едва хватало времени на сон.

Продолжительность жизни водника

   Судовладелец принимает на работу здоровых и крепких людей, которые в состоянии в известный отрезок времени выполнять работу, которая установлена на судне.

   При заключении договора о найме одним из пунктов является право судовладельца отказать заболевшему воднику в работе, заменяя его здоровым работником. Учитывая армию, ищущих работу здоровых людей, судовладелец не интересуется сохранением здоровья своей рабочей силы.

    «При осмотрах команд на пароходах И. Любимова и братьев Каменских» доктор Чириков отметил в отчете: – «Люди, которые в предшествовавшую навигацию были еще полны сил и здоровья, теперь, несмотря на относительный отдых зимой, представляются значительно истощенными, ослабевшими, некоторые даже с зачатками легочной чахотки, не говоря уже о различных формах простудных болезней, легко приобретаемых вследствие того, что сплошь и рядом промокшая от пота или атмосферных осадков одежда не сменяется, а высыхает на теле».

    Санитарный врач А.Ф. Никитин, исследуя профессиональные болезни водников, отмечает, что в ряду заболеваний, на первом месте по количеству больных занимает брюшной тиф (из-за качества питьевой воды, которая в видах экономии, не кипятится). Далее следуют желудочно-кишечные заболевания, объясняемые плохими условиями питания; и кожные заболевания, процветающие из-за ужасных бытовых условий проживания («Очерк санитарно-экономического положения грузчиков на Волге», С.-Петербург, 1904 г.).

                                   Исследования санитарного врача А.Ф. Никитина

Продолжительность рабочего периода

Число лиц (работников)

Процент к общему числу

1-5 лет

305

40,2

6-10 лет

261

34,4

11-15 лет

96

12,6

16-29 лет

62

8,1

21-25 лет

19

2,5

    Общая продолжительность, по данным проф. Ерманского, определяется примерно до 50 лет. Большинство рабочих, начиная с 35-40 лет, после чрезмерно-напряженной работы в течение 12-18 часового рабочего дня, являются инвалидами, лишенными способности к заработку.

    Моряки имели несколько большую, чем речники, заработную плату и несколько лучшие условия проживания. Система штрафов имела место, но не доходила до таких размеров, как было на реках.    

   Заработная плата для матросов и кочегаров на реках - 8 – 12 рублей в месяц; на морях - 12 - 18 рублей в месяц.

Источник: Конталев В.А., профессор МГАВТ, 2015 г.

           

           


Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть