г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Страницы нашей истории (выпуск 3)

02.11.2021

    История возникновения и развития профсоюзного движения водников тесно переплетена с развитием капитализма на водном транспорте.

      Морской и речной транспорт в современном понимании, существует слишком непродолжительно в историческом разрезе. Еще в начале девятнадцатого столетия все суда двигались силой течения, силой ветра, бечевой, с помощью людской тяги. Например, на Волге этой работой занималось до 600 000 бурлаков.

     Развитие промышленности оказало влияние на экономическую жизнь России, хотя ее развитие имело свою специфику, связанную рамками крепостного права, низким уровнем техники. В то же время движение капитализма непосредственным образом отразилась на судьбе развития русского судоходства. На смену судам, двигавшимся с помощью течения и ветра, приходят суда с паровым двигателем, коренным образом изменившие судоходство.

    Первые попытки применения этих судов в условиях речного плавания были сделаны последовательно в 1818, 1823, 1236 и 1842 гг., но лишь с 1846 года в России стали появляться крупные судоходные компании. Образование в 1859 г. крупнейших пароходных фирм «Русского общества пароходства и торговли», «Кавказ и Меркурий», а также других крупных транспортных предприятий, как на реках, так и на морях в период 1860-1870 гг., иллюстрирует экономическое развитие промышленности на водном транспорте. В брошюре «Транспортник» опубликовано: «К воцарению Александра II», число пароходов достигло 175; в период 1860-1878 гг. оно увеличивалось в среднем ежегодно на 20 пароходов; с 1879 по 1888 г. на 83 судна; с 1889 по 1895 г. на 130 судов в год; с 1899 по 1908 г. на 117 судов; с 1909 г. пошел еще более усиленный рост тоннажа».

   Общая картина роста речного флота, а вместе с тем и речных перевозок, по данным шести переписей, характеризуется:

·         1884г. 1246 паровых судов (288,4 тыс. сил); 20095 - непаровых (362, 2 млн.пудов);

·         1890г. 1829 паровых судов (412,8 тыс.сил); 20125 – непаровых (401.3 млн.пудов);

·         1895г. 2539 паровых судов (519, 2 тыс. сил); 20580 - непаровых (526,3 млн.пудов);

·         1900г. 3296 паровых судов (660,9 тыс.сил); 22859 - непаровых (674,2 млн.пудов);

·         1906г. 4417 паровых судов (870,0 тыс.сил); 23975 - непаровых (811,7 млн.пудов);

·         1912г. 5556 паровых судов (1098,0 тыс.сил; 24151 – непаровых (823,4 млн.пудов).

Следует отметить, что на все эти суда судоходные кампании нанимали наемных работников.

   Развитие морского транспорта, за исключением каботажа, в условиях царской России, тормозилось из-за отсутствия защиты интересов русского капитала со стороны государства. По законам 1898 и 1899гг. на морском транспорте флот России обладал монополией лишь в каботаже, поэтому русский капитал, предпочитал размещение средств внутри страны. Следствием этого стали колоссальные платежи из русского национального дохода в виде фрахтов за перевозку морем наших грузов иностранному капиталу. Цифра выплат за фрахтование иностранных судов в 1913 году составила 121.275.760 рублей.

    В 1913 году пятнадцать российских портов (Петербург, Рига, Либава, Ревель, Архангельск, Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми, Херсон, Поти, Мариуполь, Ростов, Баку, Астрахань) имели грузооборот более 1 млн. тонн каждый. Грузоооборот порта Владивосток составлял 860 тыс.тонн.

    К концу 1914 года русский торговый флот насчитывал 1040 пароходов общей грузовместимостью 889,7 тыс. С началом Первой мировой войны значительное число торговых промысловых судов было мобилизовано для воинских перевозок или переоборудованы в боевые корабли. Торговое судоходство на Балтийском, Черном и Азовском морях из-за блокады и военных действий практически прекратилось на несколько лет. Только на Белом, Каспийском морях и на Дальнем Востоке велись каботажные и заграничные перевозки. На Севере крупнейшей операцией была переброска в 1916 году из Архангельска во Францию русского экспедиционного корпуса общей численностью 42 тыс. чел на иностранных судах и судах Добровольного флота. В связи с блокадой черноморских и балтийских портов значительно возросла роль Архангельского порта, через которых шли грузы, поставляемые западными союзниками России. В перевозках были задействованы российские иностранные суда. За годы войны в порт Архангельск было доставлено 5 млн. тонн грузов и вывезено 4 млн. тонн.

    Источник: В.А. Конталев, профессор МГАВТ, 2015г.








Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть