г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Присоединяйтесь:

История Профсоюза работников водного транспорта РФ ( ПРВТ ) | Профсоюз работников водного транспорта РФ

История развития судоходства в России.

История развития движения водников выявляет основные тенденции, которые возникли в процессе роста отдельных его организаций, функционирующих на морском и речном транспорте, которые в дальнейшем учредили профессиональный союз водников.
Необходимо отметить, что история развития Профсоюза не может быть понята вне связи с историей развития судоходства в России.
Водный транспорт в том виде, в каком мы его привыкли узнавать, существует слишком еще непродолжительное в историческом разрезе время. Еще в начале XIX века все суда двигались силой течения, силой ветра , бечевой, с помощью людской тяги. Например, на Волге, было занято до 600000 бурлаков. Появление парового двигателя, коренным образом меняет картину судоходной жизни.
В период 1860-1879 гг. в стране появляется целый ряд крупных транспортных предприятий, как на реках, так и на морях (напр. «Русское общество пароходства и торговли», «Кавказ и Меркурий»).
В то же время необходимо отметить, что экономически морской и речной транспорт развивался не равномерно. На речном транспорте, путем специальной таможенной политики защищавшей русских капиталистов от конкуренции иностранного капитала, обеспечивалась высокая прибыль.
Промышленный и финансовый капитал не был в достаточной степени заинтересован в морском транспорте по той причине, что он боролся за высокие пошлины, чтобы обеспечить себя от конкуренции с импортными заграничными товарами. Картина развития нашего морского транспорта показывает, что правительство не справилось с задачей организации морского транспорта, тратя при этом колоссальные средства на оплату фрахтов иностранному флоту.
Кроме того, необходимо отметить, что было общим для морского и речного транспорта. Основная политика правительства, не учитывала интересы водного транспорта и судовладельцев, финансовая и техническая поддержка государства оказывалась железным дорогам. Характерной особенностью для русского судоходства было создание множества мелких хозяйственных компаний, что, в свою очередь, привело к жесткой конкуренции, невиданной ни в одной отрасли промышленности.
Постепенно за счет разоряемых предприятий водного транспорта происходит концентрация капитала. Например, на Волге образовались крупные общества «По Волге». «Меркурий», Самолет», на Амуре — «Паратор» с участием иностранного капитала и «Амурский национальный флот». На море примерно в это же время были образованы Русское О-во Пароходства и Торговли, Добровольный флот, Русско-Восточное-Азиатское, Северное, Российское Транспортное и Дунайское.
Важнейшей особенностью для дальнейшего развития водного транспорта явилось следующее обстоятельство: в целях защиты военных интересов России, торговый флот во время войны представлял собой единую транспортную флотилию, подчиненную интересам государства.
Исторический ход развития страны закончили подготовленное всем предшествовавшим ходом развития дело объединения флота в единый хозяйственный организм путем национализации флота в 1917г.

Водный транспорт России 1900 — 1914 г.

По мере роста, развития и концентрации транспортных предприятий водного транспорта рабочая наемная сила становится кадровой и профессионально подготовленной.
Так, по данным врачей судоходного надзора и судоходства на Волге (Казанский округ путей сообщений), количество занятой рабочей силы на 1548 паровых и 6406 непаровых судах Волжского бассейна в 1900 году определялось цифрой 65045 чел. В феврале 1914г. — до 83391 чел.
По профсоюзной статистике — количественный состав водников Волги составлял: 1900 год — 81036 человек; 1914 г. — 104241 чел. Общий состав работников на всех водных путей сообщения, включая работников морского транспорта, составлял: в 1900 г. — 200000 чел.; в 1914г. — 250000 чел.
И по отношению этой колоссальной армии работников повсеместно применялась целая система злоупотреблений. Произволу судовладельцев способствовало отсутствие каких-либо нормативных норм, регулирующих условия труда водников. Коллективные проблемы с обсчитыванием и обманом работников, низкая заработная плата при чрезмерно продолжительном рабочем дне, плохое питание, варварские условий найма, устанавливающие кабальную зависимость от судовладельца, бесконечные штрафы за малейшие упущения, полное отсутствие врачебной помощи заболевшим, частые увечья из-за небрежности предпринимателей — такова реальная картина, предоставленная официальным отчетом врачей судоходного надзора, на фоне которой «расцветало наше отечественное» судоходство, перевозившие миллионы грузов и тысячи пассажиров, и приносящее прибыль и многомиллионную доходы в карманы судовладельцев.


Зарождение профессионального движения водников.

Неудивительно, что вся история русского судоходства конца XIX века состоит из стихийных выступлений моряков и речников на почве экономических требований. Эти выступления были локальными, далеко не распространялись и ограничивались данным судном, данным цехом.
Учитывая опыт этих выступлений, постепенно водники переходят к более организованным способам борьбы — стачкам и забастовкам. Это путь приводит в свою очередь, к созданию ими более или менее длительного объединения по защите своих трудовых прав .
На море профессиональное движение водников берет свое начало от первых попыток моряков Черного и Каспийского морей построить свою профессиональную организацию.
Еще в 1903г. одесские моряки, составили требования об увеличении заработной платы, покинули суда, спустив с них флаги. Правительство, в целях восстановления движения судов по Черному морю поставило на суда военную команду, чем и сорвало стачку. После последовавших репрессий, моряки нелегально организовали первую среди водников профессиональную ячейку под названием «Регистрация моряков»

Забастовка моряков 1905 года.

В апреле 1905 г. на Черном море начинается всеобщая забастовка моряков, организованная вышеупомянутой нелегальной ячейкой. Забастовка продолжается 45 дней и в ней участвуют 17000 человек.

Судовладельцам выставляются требования:

1. Установить оклад жалованья матросам: 1 класса — 30 рублей; II класса — 25 рублей; кочегарам: 1 класса — 30 рублей; II класса — 25 рублей и III класса — 20 рублей. Старшему атросу и старшему кочегару по 35 рублей; боцману — 45 рублей. По заграничной линии платить золотом половину жалования, кроме персидской и китайской, — где платить полным золотом.
2. Продовольственные — 12 рублей.
3. Артельщик должен быть непременно из команды, по выбору и согласию команды.
4. Работы как в порту, так и в море должны производиться от 7 час утра до 11 час. Дня и от 1 часу дня до 5 час. Вечера. За производство работ до 7 час утра и после 5 часов вечера платить по 20 коп. в час.
5. В воскресенье и праздничные дни отпускать подвахту на берег, а в случае необходимых работ платить по 20 коп. в час.
6. Кочегарские работы в море должны производиться повахтенно, т.е. по 4 часа с восьмичасовым отдыхом; за работы, производимые сверх указанного времени, также платить по 20 коп. в час.
7. Когда работают два котла, тогда кочегару 1 класса должен помогать кочегар II класса , а кочегар, стоящий у одного котла, должен быть 1 класса.
8. Причины, на основании которых капитаны, или старший помощник хотят рассчитать матроса или кочегара, должны быть разбираемы мировым судьей. Мировой судья должен быть из моряков, понимающий все отрасли знаний морской службы.
9. Хорошее обращение с командой (ни в коем случае брань или побои).
10. Заболевшему должны платить полное морское жалование, какою бы болезнью ни заболел, за исключением венерической и сифилиса, а после выздоровления назначать на пароход.
11. Лица, не могущие исполнять работ матроса или кочегара, не должны зачисляться в штат.
12. Не уменьшать штата команд.
13. Не набирать людей на жалование менее назначенного выше.
14. За выгрузку или погрузку командой платить по 5 руб. с тысячи пудов, считая каждый пуд.
15. За увечье, вызывающее потерю какого-либо члена, платить месячную пенсию пожизненно, а после смерти выдавать семейству или родным.
16. Создать право, на основании которого дети команды могли бы воспитываться на казенный счет.
17. Устроить дом, в котором команды, не плавающие на пароходе, могли бы находиться до назначения на пароходы из матросского дома.
18. Установить очередное назначение на пароходы из матросского дома.
19. Отменить погрузку угля командой.
20. Улучшить жилые помещения для команд.
21. Обеспечить старость пожизненной пенсией.
22. Разрешить кассу взаимопомощи морякам палубной и машинной команд, не зависящую от пароходных обществ.
23. Прослужившему год на одном пароходе давать месячный отпуск с окладом жалования.
24. Платить жалование по внутренней и заграничной линиям по два раза в месяц, т.е. 1 и 15 числа.

Результаты забастовки команд Черноморского торгового флота.

Забастовка была поддержана также портовыми и железнодорожными грузчиками, прекратившими разгрузку и погрузку судов, в связи с этим в порту скопилось более 300 русских и иностранных судов.
Правительство, несмотря на сопротивление судовладельцев, сочло нужным достигнуть с моряками соглашение. Для этого была создана специальная комиссия из числа выборных от моряков и представителей судовладельцев. Работа комиссии закончилось подписанием «Соглашением 1905г. между судовладельцами и командами Черноморского торгового флота». К числу основных достижений относится установление 8-часового рабочего дня, установление платы за погрузочно-разгрузочные работы, установление платы за сверхурочные работы, установление платы на довольствие и установление 3-х месячного срока лечения больных за счет судовладельца с обратным приемом на суда выздоровевших.
Стороны смогли договориться о компромиссе по размеру заработной платы.


Организация первых профессиональных союзов (объединений).

Примерно аналогичные события привели к объявлению 9 марта 1907г. всеобщей морской забастовки на Каспийском море.
К сожалению, все эти и многие другие попытки заниматься защитой экономических требований наемных работников были обречены на провал. Во-первых, это связано из-за особенностями развития российской государственности ( запрещение профессиональных организаций, репрессии, подавление забастовок, и как следствие — развитие событие в нелегальной политической плоскости) , во- вторых, преобладание цеховых и узко-групповых интересов, которые не затрагивали интересы других профессиональных групп водников и тем самым теряли основу для своего развития и, в -третьих, разногласия внутри союзов и профессиональных групп.
У речников происходит процесс, зеркально отражающий борьбу за защиту экономических интересов моряков.
В конечном итоге профсоюзы на водном транспорте были разгромлены и прекратили свою деятельность на легальной основе. Наступившие вскоре годы 1 мировой войны еще меньше способствовали развитию профессионального движения на водном транспорте. Морской транспорт был милитаризирован, моряки переведены на полувоенное положение со свойственной этому положению дисциплиной.
И все же накопленный в дореволюционный период опыт и практика профессиональной работы был колоссален и востребован в 1917 году. Прежний принцип цехового, узкогруппового построения союзов в начальной стадии движения имеет наибольшее распространение, но наряду с этим появляется и более высокая форма организационного строения союза, что заложило фундамент для производственно-территориального строения Профсоюза работников водного транспорта (ПРВТ).
На морских, речных предприятиях, в путейских организациях создаются отдельные , местные профсоюзы сначала ничем и никак не связанные между собой. Их учреждение основано на защите узких, кастовых и групповых экономических интересов. Но вступив на путь экономической борьбы с судовладельцами , эти союзы уже не смогли удержаться в рамках цехового строения.

Профсоюзы водного транспорта после 1917 г.

В 1917 году на водном транспорте уже существовало около 15 профессиональных союзов. Наиболее крупные из ни — Балтийский комитет моряков торгового флота, Северный союз моряков Архангельска и Мурманска, Владивостокский союз моряков, профсоюз команд паровых и непаровых судов Невского и Прионежского районов, профсоюз судоходных служащих и судорабочих Северо-Двинского бассейна, профсоюз речников Сибири.
В этом же году союзами судовых команд в Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Вятке, Уфе, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани был образован Общеволжский союз речников (Центроволга).
В 1917 году водники внутренних округов водных путей сообщения объединились и образовали профессиональных союз рабочих и служащих внутренних округов водных путей сообщения (Виквод).
Одновременно с вышеупомянутыми тремя крупными российскими объединениями моряков и речников в стране функционировали и другие союзы, образованными судоводителями и механиками, береговыми работниками водного транспорта: союз рабочих и служащих Казанского округа водных путей, союз рабочих Томского округа путей сообщения, союз рабочих предприятий рек Западной Сибири, организации моряков и речников Дальнего Востока.
Принципиально новым явлением в организационной составляющей профсоюзного движения в этот период развития стало стремление судоводителей и механиков, работников палубных машинных команд, береговых служащих , рабочих доков и мастерских, лоцманов объединить все узкоцеховые профессиональные союзы. Водники поняли, что отстаивать свою права легче организацией, которая объединит всех моряков и речников страны. Цеховые профсоюзы на водном транспорте начали процесс объединения в единую организацию.
Эти усилия привели к созданию в июле 1917 года на учредительном съезде Всероссийского союза моряков и речников торгового флота. Это было началом большого пути, который профсоюз водников и его организации прошли разные этапы развития, учитывая особенности развития российского государства: октябрьская революция, гражданская война, репрессии , ВОВ, распад СССР. Историческая правда заключается в том, что на учредительном съезде была решена задача по организационному объединению крупнейших профцентров на водном транспорте и присоединению к нему многочисленных мелких узкоцеховых организаций водников. На учредительном съезде положено начало созданию в отрасли национальной организации, которая сегодня называется Профсоюзом работников водного транспорта Российской Федераци ( сокращенно ПРВТ ) и и объединяет в своих рядах работников основных профессий, работающих в пароходствах, в портах, на заводах, на других предприятиях и в организациях морского и речного транспорта.

В 1917 году на водном транспорте существовало около 15 профессиональных союзов. Наиболее крупные из них – Балтийский комитет моряков торгового флота, Северный союз моряков Архангельска и Мурманска, Владивостокский союз моряков, профсоюз команд паровых и непаровых судов Невского и Прионежского районов, профсоюз судоходных служащих и судорабочих Северо-Двинского бассейна, профсоюз речников Сибири.   Также  были образованы  союз рабочих и служащих Казанского округа водных путей, союз рабочих Томского округа путей сообщения, союз рабочих предприятий рек Западной Сибири, организации моряков и речников Дальнего Востока.

В 1917 году  союзами судовых команд в Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Вятке, Уфе, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани был организован Общеволжский союз речников (Центрволга); а водниками внутренних  округов водных путей сообщения  был образован профессиональный союз рабочих и служащих внутренних округов водных путей сообщения (Виквод).




Профсоюзные  Съезды ПРВТ



С 07 июля по 07 августа 1917 года в Петрограде в целях сплочения своих рядов и консолидации действий по защите экономических интересов наемных работников был созван учредительный съезд водников.   Итогом работы съезда стало создание Всероссийского союза моряков и речников торгового флота (ВСМРТФ). Съезд принял решения по 37 вопросам.

С 14 по 27 февраля 1918 года в Петрограде состоялся  1 Чрезвычайный Съезд Союза. (1 Всероссийский съезд водников).  Утвержден Устав организации. Избран Центральный комитет в количестве 25 человек. Учрежден  профсоюзный журнал «Рабочий водного транспорта».

С 03 по 12 февраля 1919 года в Москве созван   II   Всероссийский Съезд  Союза (II  Всероссийский съезд профсоюза рабочих морского и речного флота). Съезд подвел итоги работы и определил мероприятия, направленные  на  участие представителей профсоюза в управлении производством и работе Главвода.

С 15 по 23 марта 1920 года состоялся  III Всероссийский съезд  Союза. Съезд  нацелил членов Профсоюза на решение  производственных задач отрасли: профсоюзные организации  осуществляли контроль за качеством и ходом ремонта флота, правильным использованием тоннажа, материальных средств, выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию работы транспорта, тарифной системы и пр.

Председателем  Профсоюза избран   А.Г.Ищенко.

В сентябре 1920 году произошло объединение Центральных комитетов профсоюзов  водников и железнодорожников.

До проведения объединительного съезда в рамках Центрального  комитета (Цектрана) функционировала секция водного транспорта.

22 марта 1921 года открыл работу 1 Объединенный Всероссийский Съезд  работников железнодорожного и  водного транспорта.

Съезд рассмотрел структурные вопросы,  принял решения по продовольственному снабжению железнодорожников и водников,  пересмотру норм  выработки на железнодорожном и водном транспорте,  безопасности труда, улучшению информационной работы.

Председателем  Профсоюза избран Я.Э.Рудзутак.

В 1922 году, учитывая  различную специфику и особенности  видов деятельности, Профсоюзом принято решение о разъединении  профсоюзов водников и железнодорожников.

Со 02 по 06 октября 1922 года в Москве  созван   V   Всероссийский съезд водников.   Избран руководящий орган Профсоюза – Цеквод.  Созданы  специальные профсоюзные  представительства в регионах:  Волжское бюро ЦК профсоюза (г.Нижний Новгород); Северо-Западное бюро ЦК профсоюза (г.Петроград);  Сибирское бюро ЦК профсоюза (г.Новосибирск) и Черноморско-Азовское бюро ЦК профсоюза (г.Одесса).

Решения съезда были  направлены на решение задач восстановления водного транспорта.

Январь  1924 года – состоялся  VI   Всероссийский съезд рабочих водного транспорта.

Съезд подвел итоги деятельности Профсоюза. Рассмотрел вопросы помощи безработным, тарификации, заработной платы. Обобщен опыт внутрисоюзной работы в условиях НЭПа.

Съезд принял решения, направленные на создание портовых комитетов, объединяющих, в свою очередь, месткомы, завкомы и профсоюзных уполномоченных береговых предприятий..

Съезд принял меры, направленные на укрепление института судовых делегатов;   работы с кадрами, выдвигаемыми на должность руководителей судовых профсоюзных организаций.

23 января 1926 года состоялся VII  Всероссийский съезд профсоюза рабочих водного транспорта.

Делегаты обсудили вопросы тарифно-экономической работы,  заработной платы,  приняли меры, направленные на  улучшение производственной базы заводов, портов, пристаней.

Решения съезда нацелены на возрождение морского и речного транспорта.

Август  1927 года созван  VIII  Всесоюзный  съезд рабочих водного транспорта.

На съезде отмечалась юбилейная дата – 10-летие образования профессионального союза.         Делегаты отметили возросшую роль Профсоюза во всех сферах деятельности.

На съезде также обсуждались вопросы развития флота, портов пристаней, укрепления судоремонтной базы, улучшения условий судоходства.

Профсоюз увеличил профсоюзное членство.  В 1927 г.   на учете в Профсоюзе состояло 160000 членов, работающих на предприятиях и в организациях морского и речного транспорта.

Август 1929 года состоялся   IX  Всесоюзный съезд профсоюза рабочих водного транспорта.

Съезд принял меры, направленные на устранение причин, ведущих к нарушению профсоюзной демократии  и устранению недостатков, ослабляющих ряды Профсоюза.

Декабрь 1931 года  состоялся  X Съезд Профсоюза.

Делегаты обсудили вопросы, связанные с повышением эффективности работы профсоюзных организаций.

Большое внимание было уделено вопросам дальнейшего развития и совершенствования водного транспорта страны.

30 января 1932 года вышел первый номер  газеты «Водный транспорт», учрежденной совместно Наркомвода СССР и ЦК профсоюза рабочих водного транспорта.

В 1934 году без созыва съезда, без учета мнения членов Профсоюза,   проведено разделение Профессионального союза рабочих водного транспорта.

ЦК профсоюза водного транспорта принял решения  об избрании  президиумов двух  ЦК профсоюза: союза рабочих речного транспорта и союза моряков.

В 1937 году состоялись первые всесоюзные съезды  двух профсоюзов отрасли.

Делегаты  1  съезда Профсоюза  рабочих речного транспорта  (Москва) и  1 съезда Союза моряков  (Ленинград)  обсуждали   практически одни и те же  недостатки в профсоюзной работе :  не соблюдение сроков проведения конференций и собраний;  нарушение норм профсоюзной демократии  в отношении избрания, ротации и  отзыва полномочных представителей профорганизаций из состава  руководящих органов Профсоюза; единоличное решение руководителями вопросов, требующих  учета мнения большинства членов Профсоюза;  отсутствие отчетов большинства руководителей перед членами Профсоюза.

Делегаты  двух  съезда  также   разработали меры, направленные на реализацию  практически одинаковых задачам, стоящих перед профсоюзами моряков и речников:  восстановить работу по заключению коллективных договоров между профсоюзами и хозяйственными органами; улучшить  производственную деятельность предприятий водного транспорта;  внедрить передовой опыт новаторов  флота, портов, заводов, улучшить был работников плавсостава.

В ноябре 1939 года  состоялись    очередные   съезды  двух братских отраслевых профсоюзов. В Ленинграде – II  Всесоюзный съезд  Профсоюза работников морского флота. В Горьком —   II  Всесоюзный съезд Профсоюза рабочих речного транспорта.

Делегаты съезда  одновременно наметили меры, направленные на усиление связей руководящих органов с  низовыми профсоюзными организациями;  увеличением профсоюзного членства; укреплению профсоюзной демократии.

Съездами намечены меры по развертыванию соревнования по улучшению организации производства и быта трудящихся.

В годы Великой Отечественной войны моряки и речники, оставшиеся на рабочих места. Обеспечивали бесперебойную работу  водного транспорта по доставке военных и других грузов, эвакуации предприятий и населения страны, обеспечению снабжения фронта и тыла народнохозяйственными грузами.

Центральные органы, бассейновые и профсоюзные комитеты  двух родственных профсоюзов   всю войну также  оказывали всестороннюю  помощь семьям  военнослужащих, шефствовали над госпиталями, детскими и культурно-просветительными учреждениями, осуществляли контроль  над органами, занимающимися рабочим снабжением, организацией общественного питания и пр.

В июне 1947 года в Москве состоялся  III  съезд Профсоюза рабочих речного транспорта.

Председателем  Профсоюза  избран А.И.Коэткин.

В октябре 1947 года  в Ленинграде  состоялся   III  съезд Профсоюза рабочих морского флота.

Съезды  обсудили и приняли меры, направленные на  скорейшее возрождение  водного транспорта страны,  строительства жилья, улучшения бытового обслуживания  работников.

В 1949 году  состоялся   IV  съезд  Профсоюза рабочих морского флота.

Председателем  Профсоюза избран  В.М.Вавилкин.

В 1951 году  состоялся  V съезд  Профсоюза рабочих речного транспорта.

Результаты работы съездов были направлены на подъем отрасли и дальнейшее развитие производственной базы предприятий, организации экономического всеобуча,  были созданы кружки качества. В отрасли разворачивается соревнование за звание «Лучший по профессии».

В апреле 1954 года произошло объединение двух братских родственных  профсоюзов отрасли.

На  Iсъезде  образован Профсоюз рабочих морского и речного флота, насчитывающий более чем полумиллионное членство.

Объединение было неизбежным из-за общей специфики производственных задач, решаемых  центральными, бассейновыми и профсоюзными организациями моряков и речников.  Кроме того, с объединением профсоюзов укреплялась их организационная и финансово-материальная база, увеличивалось профсоюзное членство.

Первым  председателем  Профсоюза отрасли избран А.И.Коэткин (1954-1960гг.)

В 1956 году состоялся   IIcъезд  Профсоюза рабочих морского и речного флота.

Съезд нацелил профсоюзные организации водников на  повышение боевитости, улучшение работы предприятий морского и речного флота, удовлетворение социально-экономических потребности работников и членов их семей.

В апреле 1958 года открыл работу   III  съезд Профсоюза рабочих морского и речного флота.

Делегаты съезда заслушали доклады руководителей Министерства морского флота СССР и Министерства речного флота РСФСР  по вопросу перспективного развития морского и речного транспорта.

Съезд  нацелил профсоюзные организации водников на решение задач, связанных развитием и совершенствованием водного транспорта.

В апреле 1960 года состоялся   IV  съезд  Профсоюза рабочих морского и речного флота.

Съезд подвел итоги работы  и обсудил вопросы  технического перевооружения и обновления  морского и речного флота.

Председателем Профсоюза избран Г.А.Саенко ( 1960-1972гг.)

В апреле 1962 года состоялся   V съезд Профсоюза рабочих морского и речного флота.

Решения съезда направлены на достижение результатов в решении государственных и общественных задач, стоящих перед предприятиями водного транспорта. Профсоюз разрабатывал меры поощрения, стимулирующие  трудовой подъем  работников отрасли.

В сентябре 1963 года  открыл работу  VI   cъезд Профсоюза.

Делегаты съезда разрабатывали и ставили конкретные задачи перед профсоюзными организациями, направленные на развитие трудовой и общественной активности трудящихся  водного транспорта.

Съезд принял  организационные меры,  направленные на укрепление профсоюзные комитетов  на местах.

В декабре 1965 года состоялся   VII съезд Профсоюза.

Съезд обсудил  вопросы организационно-массовой и культурной работы, проводимой профсоюзными организациями среди моряков и речников по  организации труда,  обеспечения, отдыха,   досуга  и быта работников  и членов их семей. Решения съезда были также направлены на  вовлечение трудящихся отрасли в члены Профсоюза.

В связи с истечением срока полномочий Организационный пленум ЦК профсоюза избрал Председателем Профсоюза Г.А.Саенко, секретарем – В.Г.Шеина.

В январе 1968 года открыл работу   VIII  съезд Профсоюза.

На съезде отмечались трудовые достижения  членов Профсоюза и  активная работа профсоюзных комитетов, обеспечившим проведение мероприятий, связанных с переходом предприятий отрасли на новую систему планирования и экономического стимулирования;  переводом работников   отрасли на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями; поощрялась  деятельность профкомов по улучшению условий труда и здоровья работников;  снижению производственного травматизма и заболеваемости;  профсоюзному контролю за жилищным и культурно-бытовым строительством;  торговым обслуживанием моряков и речников.

В феврале 1972 года в Москве состоялся   IXcъезд Профсоюза, который  не только  подвел итоги работы профорганизаций в решении вопросов производства и труда, созданию нормальных производственных и санитарно-гигиенических условий, но и  определил меры по дальнейшему повышению уровня профсоюзной работы, усилению роли профсоюзных организаций водников в соответствии с Положением о правах ФЗМК, по дальнейшему совершенствованию и развитию внутрипрофсоюзной демократии.

Съезд обратил внимание руководства Профсоюза на необходимость укрепить международные связи с профсоюзами зарубежных стран.

На пленуме ЦК профсоюза, состоявшемся после завершения работы съезда, председателем ЦК профсоюза избран В.И.Петрикеев

( 1972-1977гг).

В феврале 1977 года состоялся  X  съезд Профсоюза.

Съезд  принял решения, направленные на совершенствование берегового обслуживания работников  плавсостава;  на создание безопасных условий труда;  устранение причин, ведущих к росту производственного травматизма;  переводу женщин с тяжелых и вредных  работ;  осуществление  действенного  контроля за строительством санитарно-бытовых помещений для работников.

В связи с  истечением срока полномочий пленум ЦК профсоюза избрал Председателем  ЦК профсоюза В.И.Петрикеева и   избрал секретарями ЦК профсоюза А.П.Бубнова и Г.А.Олешкевича.

В августе 1977  года   III пленум ЦК профсоюза избрал Председателем ЦК профсоюза О.А.Сычеников (  1977- 1987гг.)

В феврале 1982 года прошел очередной  XI  съезд Профсоюза.

Решения съезда способствовали  развитию производственной базы предприятий, улучшению условий  быта и жизни работников отрасли.

Делегатами съезда  были  поддержаны организационные меры, принятые ЦК профсоюза по совершенствованию организационной структуры:  созданы Западный, Средне-Волжский и Приморский баскомфлоты; Диксонский баскомфлот преобразован в районный комитет  профсоюза. Значительно возросла численность членов профсоюза.В 1982 году  в Профсоюзе состояло на учете  886,2 членов профсоюза, что составляло  98,5% от  общего числа работающих.

ЦК профсоюза активно сотрудничал с 70 профсоюзами из 50 государств мира.

В феврале 1982 г. пленум ЦК профсоюза  переизбрал  председателем Профсоюза О.А.Сыченикова и утвердил  секретарями ЦК профсоюза А.П.Бубнова и Ю.М.Карцева.

В январе 1987 года в Москве состоялся   XII  съезд Профсоюза.

Съезд  обратил внимание на необходимость повышения  общественной активности водников, призвал усилить  влияние профсоюзных организаций в решение актуальных   вопросов социально-экономического характера; предложил обсудить  вопросы перестройки профсоюзной работы.

Съезд избрал Председателем Профсоюза К.Ю.Мацкявичюса 1987-1991гг.),  и утвердил секретарями ЦК профсоюза А.П.Бубнова и А.Г.Косовского.

В соответствии с решением съезда в ноябре 1989 года в Москве был созван пленум ЦК профсоюза. Цель заседания —  обсудить  вопрос: « О совершенствовании структуры Профсоюза работников морского и речного флота и сокращении штатов аппаратов профсоюзных органов».

Результат работы:

1. в ЦК профсоюза из 10 отделов остались: Организационный, Правовой, Экономический, Социального развития и воспитательной работы, Охраны труда и Здоровья,  Международных связей, Управление делами и информации;

2. на 25 процентов сокращен Аппарат ЦК профсоюза и штаты аппаратов профсоюзных органов среднего звена;

3. упразднены 9 райкомфлотов и введены профсоюзные организаторы  — представители баскомфлотов;

4. созданы группы уполномоченных  по флоту в морских бассейнах при профкомах плавсостава и в речных бассейнах при баскомфлотах.

Пленум ЦК профсоюза избрал Коротенкова С.П.  секретарем ЦК

Профсоюза -заведующим Отделом организационной работы, избрал А.Г. Косовского и Н.В.Муленко секретарями ЦК профсоюза.

В мае 1990 г.  пленум ЦК профсоюза принял решение о созыве  Внеочередного съезда Профсоюза.

Август 1990г. в Москве открыл работу  Внеочередной съезд Профсоюза  рабочих морского и речного флота.

Съезд  реформировал Профсоюз отрасли.  В связи с переименованием ,  внесением изменений в принципы деятельности, съезд  принял Устав Федеративного Независимого Профсоюза работников водного транспорта и  утвердил Платформу действий Профсоюза.

Председателем Профсоюза избран К.Ю.Мацкявичюс, заместителями председателя – С.П.Коротенков, А.Г.Косовский и Н.В.Муленко.

Наряду с   ростом гражданского самосознания, демократизация профсоюзной жизни фактически привела Организацию к расколу.   Вместо создания стабильно функционирующего на рынке труда  профсоюза, располагающего  устойчивой организационной структурой,  кадровым и интеллектуальным потенциалом Профсоюз получил трудно объяснимый результат: заметно снизилась уставная и финансовая  дисциплина;  была утрачена  связь между организационными структурами; вместо стремления к улучшению качества работы профорганизаций  отдельные профлидеры, избранные   на  руководящие   должности в  Профсоюзе,   произвели   раскольнические действия,  не имеющие ничего  общего с профсоюзным единством и солидарностью.  Попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию  не были  своевременно пресечены и привели к  расколу: на  морском транспорте  Профсоюз фактически  был  поделен  на узкоцеховые профессиональные группы работников.

В отрасли созданы Межреспубликанский профессиональный союз моряков ( председатель А.Г.Косовский) и Российский профсоюз докеров

( председатель В.В.Васильев).

23-24 марта 1991 года в Москве  состоялся  учредительный съезд Профсоюза работников водного транспорта РСФСР (ПРВТ).

В работе съезда  самого крупного по численности и представительности Профсоюза в отрасли приняли участие:  зам.председателя ФНПР В.И.Романов,  председатель Федеративного Независимого Профсоюза работников водного транспорта К.Ю.Мацкявичюс, Министр морского флота Ю.М.Вольмер Первый заместитель председателя Концерна «Росречфлот» Л.Н.Рямзин, Руководитель Отдела Министерства транспорта В.Ш.Сулаберидзе, руководители предприятий отрасли , профактив.

Декларацию об образовании Профсоюза работников водного транспорта подписали полномочные представители бассейновых организаций: Амурской, Бельской, Беломорско-Онежской, Волго-Донской, Волжской, Восточно-Сибирской, Вятской, Енисейской, Западной, Иртышской, Камской, Ленской, Магаданской, Московской, Новороссийской, Обской, Северо-Каспийской, Средне-Волжской, Тиксинской, Тюменской, Коми рескомфлота.

После съезда в состав Профсоюза вошли еще 6 бассейновых организаций.

Съезд принял  решение о вступлении в ФНПР.

Съезд избрал Г.Г.Старченко председателем Профсоюза и избрал заместителями председателя В.С.Анохина и В.М.Сиротюка.

19 апреля 1994г. в Москве был созван   II (внеочередной) съезд  ПРВТ, рассмотревший организационный вопрос.

Кроме того, делегаты обсудили вопросы, связанные с социально-экономическим положением работников водного транспорта;   с проблемами профсоюзного движения  на водном транспорте; заслушали доклад Контрольно-ревизионной комиссии  и информацию  о работе Совета профсоюза за период после учредительного съезда; внесли изменения в Устав профсоюза.

Съезд принял решение о переименовании руководящего центрального органа ПРВТ – Совета профсоюза, в Центральный комитет профсоюза (ЦК профсоюза).

Внеочередной съезд подтвердил  полномочия Г.Г.Старченко в должности Председателя ЦК профсоюза до очередного съезда ПРВТ и прекратил полномочия В.С.Анохина в должности заместителя председателя Профсоюза  досрочно.

Организационный пленум ЦК профсоюза, состоявшийся после съезда ПРВТ,   освободил  В.М.Сиротюка от должности заместителя председателя  в соответствии с его заявлением.

На основании Устава Профсоюза и в соответствии с предложениями председателя Профсоюза, пленум ЦК профсоюза  избрал  Ю.И.Азева  на должность заместителя Председателя Профсоюза;  пленум ЦК профсоюза избрал В.В.Кеппа на должность секретаря ЦК профсоюза.

27 марта 1996 года в Москве был созван   III  съезд Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации.

Делегаты заслушали отчет о работе Центрального комитета профсоюза за период между съездами; отчет  о деятельности Контрольно-ревизионной комиссии ПРВТ;  приняли нормативные документы.

Особое внимание делегаты съезда уделили новой редакции Устава профсоюза,  в связи с принятием Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» , которым расширены права и возможности российских профсоюзов.

В связи с истечением срока полномочий, съезд избрал  Г.Г.Старченко на должность председателя Профсоюза.

Пленум ЦК профсоюза продлил полномочия на очередной срок Ю.А.Азеву, заместителю Председателя  ЦК профсоюза   и В.В.Кеппу, секретарю ЦК профсоюза.

27 марта 2001г. в Москве состоялся   IV  съезд Профсоюза.

Делегаты съезда заслушали отчетные доклады Центрального комитета профсоюза и Контрольно-ревизионной комиссии ПРВТ; утвердили нормативные документы Профсоюза, внесли изменения и дополнения в Устав  и приняли программный документ: «Основные  направления деятельности Профсоюза в современных условиях».

Были приняты Резолюции, заявления и обращения участников съезда.

Председателем Профсоюза вновь избран Г.Г. Старченко.

15 июля 2004 года в Москве созван   V  (внеочередной) съезд Профсоюза.

Делегаты съезда ПРВТ поддержали предложение по объединению, поступившее от членов  Межрегионального профсоюза работников морского транспорта Новой России.  Съезд избрал  делегатов — полномочных представителей ПРВТ на  Объединительный Съезд.

15 июля 2004 года в Москве,  после завершения работы  съезда ПРВТ,  был проведен Объединительный Съезд  профессиональных союзов, на котором было принято решение об объединении Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации с профсоюзными организациями Межрегионального профсоюза работников  морского транспорта Новой России. В соответствии с правовым нормами объединение произошло   в форме реорганизации профсоюзов и присоединения  членов МПРМТ Новой  России к ПРВТ РФ.

Съезд принял Обращение к членам профессиональных союзов и выборным коллегиальным органам профсоюзов, действующих на морском транспорте об объединении в единый национальный профсоюз отрасли.

28 марта 2006 года в Москве был созван  VI  cъезд  Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации.

Съезд   предложил  профсоюзным организациям  всех уровней,  используя систему социального партнерства  и формы информационно-пропагандистской  работы,  обеспечить деятельность по усилению  мотивации профсоюзного членства, сохранению  профорганизаций при реорганизации акционерных обществ, созданию  новых профорганизаций;  привлекать  молодежь к активной профсоюзной деятельности, повысить ответственность и эффективность работы профорганизаций   и их руководителей за реализацию принятых ранее решений.

Съезд предложил продолжить работу по организационному и финансовому укреплению всех профсоюзных органов.

На съезде была  также утверждена Программа действий ПРВТ в сфере защиты социально-экономических интересов трудящихся на 2006-2011гг.

Съезд избрал В.В.Кеппа председателем Профсоюза.

По предложению Председателя Профсоюза на 1  Организационном пленуме ЦК профсоюза В.П.Цветков избран заместителем председателя Профсоюза.

24 марта 2011 года в Москве состоялся  VII  съезд Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации.

Заслушав информацию о деятельности руководящих органов по выполнению программных документов ПРВТ, съезд  предложил организациям Профсоюза всех уровней:   активизировать работу по сохранению профсоюзного членства и воссозданию организаций Профсоюза на предприятиях отрасли, где они отсутствуют;  повысить внимание к вопросам укрепления исполнительской дисциплины, усилению ответственности руководителей профорганизаций по выполнению уставных требований, подготовке профсоюзных кадров и формированию кадрового резерва, работе по привлечению молодежи к активной профсоюзной деятельности; ускорить разработку нормативных общепрофсоюзных документов, способствующих осуществлению в Профсоюзе проведения единой финансовой политики, укреплению финансовой дисциплины и повышению эффективности расходования денежных средств.

Съезд утвердил Программу действий ПРВТ в сфере защиты социально-экономических интересов членов Профсоюза на 2011-2016 годы.

Съезд  избрал Кеппа В.В.  председателем ПРВТ РФ.

 

—-

Отдел организационной работы ЦК
Профсоюза работников водного
транспорта РФ


Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть