15.06.2011.        3.03/ 186                                      Председателю Комитета по труду
и социальной политике
Государственной Думы

А.К.Исаеву

О проекте закона по поддержке судостроения и судоходства.

                         
Уважаемый Андрей Константинович!

               В Профсоюзе работников водного транспорта рассмотрен проект федерального закона № 555755-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства».

             Профсоюз на протяжении многих лет выступал за возвращение судов под российский флаг, обеспечение социальной защищённости  моряков. Они были лишены  защиты по причине перевода  судов под иностранный флаг, что позволило судовладельцам не вносить страховые взносы в государственные  внебюджетные  фонды Российской Федерации.

               Данный законопроект отвечает  интересам судовладельцев и судостроителей. Предусматривается возможность ввоза комплектующих без уплаты таможенных пошлин. Освобождаются от налога на прибыль операции в каботажных перевозках. Исключается необходимость 10-летнего пребывания в Российском международном реестре судов (далее РМРС). Отменено взимание НДС при сдаче судна в тайм-чартер в случаях, когда в рейсе один из портов находится на территории России. При определении налоговой базы не будут учитываться доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС, а также расходы на обслуживание, ремонт и реализацию судов, зарегистрированных в РМРС. Судостроительные организации освобождаются от налога на имущество и налога на землю. Судовладельцы на 15 лет (по 2026 год включительно) полностью освобождаются от уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные  фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования). Выпадающие доходы этих фондов будут компенсироваться за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объёмы компенсаций будут устанавливаться на очередной финансовый год законом о федеральном бюджете.

                   Вместе с тем некоторые положения законопроекта противоречат интересам работников.

              Нельзя согласиться с внесением в часть первую статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации  нормы, которая обязывает работодателя заключать с членами экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, исключительно срочный трудовой договор. Очевидно, что такая норма не может способствовать закреплению кадров (как уверяют в пояснительной записке авторы законопроекта).
В законопроекте отсутствует  механизм, либо отсылочная норма в части гарантии зачисления на персонифицированные пенсионные счета членов экипажей судов сумм, эквивалентных страховым взносам судовладельцев в  Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР), от которых судовладельцы будут освобождены. Остаётся не ясным порядок  взаимоотношений судовладельцев и ПФР, их обязанности в обеспечении упомянутой гарантии и  использовании трансфертных средств, чтобы поимённо и пропорционально заработной плате зачислять полагающиеся суммы  на персонифицированные пенсионные счета работников плавсостава.
Не предусмотрены  меры поддержки российского судоремонта,  находящегося в тяжелейшем состоянии. При отсутствии загрузки судоремонтных заводов большинство трудовых коллективов остаётся без работы.

                       Имеются следующие конкретные замечания и предложения по тексту законопроекта.

                      По наименованию законопроекта. Изложить наименование законопроекта в редакции: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения, судоходства и судоремонта». Обоснования необходимости  включения слова «судоремонта»: 

  • Статья 2 законопроекта, предусматривающая изменение пункта 48.5 статьи 270 Налогового кодекса РФ, прямо подтверждает факт поддержки  судовладельцев в части предоставления им льгот по расходам, на  «обслуживание, ремонт и иные расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией…судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов». 
  • На с. 6 пояснительной записки авторы отнесли к основным задачам законопроекта «создание условий…для осуществления деятельности по судостроению и судоремонту» и упоминали слово «судоремонт» на с. 7 и 15 той же записки.
  • Имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость таких видов экономической деятельности как судостроение, судоходство, судоремонт. Эксплуатация построенного судна, как и любой техники, не может обойтись без его ремонта.

                       По статье 2. В новых пунктах 21 статьи 381  и  11 статьи 395 Налогового кодекса РФ слова «судостроительные организации» заменить словами «судостроительные и судоремонтные организации»
По статье 4. В новом пункте 11 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отсутствует норма, согласно которой ПФР обязан  в соответствии с частью 6 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обеспечить зачисление на персонифицированные счёта работников плавсостава сумм на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в таких размерах, которые могли бы поступить от судовладельцев при уплате ими страховых взносов. Предусмотреть такую норму.
По статье 5. Исключить вносимые изменения в статью 19 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ). Они разрешают временно переводить суда под иностранный флаг. При этом период временного перевода увеличивается по сравнению с действующей нормой с двух до пяти лет. Такое изменение противоречит цели возвращения судов под российский флаг и регистрации их в РМРС.
Профсоюз предлагает исключить из  действующего КТМ пятый абзац пункта 2 статьи 47, так как, согласно ему, судно, зарегистрированное в РМРС, подлежит обязательному исключению из этого реестра, если судовладелец просрочил уплату государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в РМРС.       Данная норма стимулирует выход судов из РМРС, а не привлечение в него.
По статье 7. Исключить дополнение части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации абзацем, устанавливающим норму заключения с членами экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, исключительно срочных трудовых договоров. Обоснования:

  •  Дополнение противоречит сути содержания первой части статьи 59 ТК РФ,  предусматривающей перечень временных  работ, при которых естественно должен заключаться срочный трудовой договор.
  • Дополнение противоречит статье 58 ТК РФ, которая предусматривает заключение срочного трудового договора тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок. Практически ничто не мешает судовладельцу заключать трудовой договор на неопределённый срок,  поскольку суда по определению предназначены для постоянных перевозок и иной работы,  т.е. работа на судах не может быть временной.
  •  Заключение срочных трудовых договоров может сказаться на нестабильности трудовых отношений, ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей.
  • Заключение трудовых договоров на неопределённый срок способствует созданию на судах нормальных  трудовых отношений, обеспечивает квалифицированную и эффективную эксплуатацию сложных судовых  систем, устройств и механизмов, повышает социальную защищённость работников плавсостава, в том числе через коллективные договоры, и, в конечном итоге, отвечает интересам государства, работодателей и работников.

Председатель ПРВТ                                                        В.В. Кепп

Подписка на новости

Вопрос-Ответ

Партнеры

Социально-трудовые конфликты