г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Присоединяйтесь:

Страницы нашей истории (выпуск 8)ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ВОДНИКОВ

17.12.2021

Начало нашего Союза.

1903 г. моряками – черноморцами организована первая среди водников профессиональная ячейка под названием «Регистрация моряков».

В союз входили все судовые команды, отчислявшие 5% своего заработка в кассу Союза в виде членских взносов. Правление Союза через своих членов, называвшихся «выборными», регулировало взаимоотношения судовых команд с судовой администрацией, и разрешала все конфликты, возникающие на судне. Конфликты возникали из-за нарушения администрацией договоренностей, связанных с продолжительностью рабочего времени (8 часов) и неправильностью исчисления оплаты труда за работу, выполненную в сверхурочное время.

Первое Соглашение 1905 г. между судовладельцами и командами Черноморского торгового флота

1905 г. - проведены первые в истории Профсоюза работников водного транспорта коллективные переговоры, итогом работы которых стало заключение Соглашения между работниками и работодателями.

 К основным достижениям Соглашения относятся: установление 8-ми часового рабочего дня; оплата за выполнение сверхурочных работ в размере 15 коп. в час; оплата за выполнение погрузочно-разгрузочных работ в размере 5 рублей с тысячи пудов груза; оплата питания экипажа судна – по 11 рублей в месяц на человека для внутренних линий Черного моря и для дунайских и заграничных, кроме персидской линии; по 10 рублей на внутренних линиях Азовского моря и на речных - николаевской и днепровской; по 12 рублей - на персидской линии.

Власть фактически заставила судовладельцев сесть за стол переговоров с судовыми командами по следующим причинам: в апреле 1905 года на Черном море началась всеобщая забастовка, организованная ячейкой «Регистрация моряков». В ней участвовало 17 000 человек. Забастовка продолжилась 45 дней. Забастовщиков поддержали портовые рабочие и железнодорожные грузчики, прекратившие производить погрузочно-разгрузочные работы, что привело к транспортному коллапсу. В Одесском порту скопилось одновременно более 300 судов русских и зарубежных компаний.

Правительство учло риски, связанные с повышением накала протестной акции, быстро парализовавшей движение судов по Черному морю. Более того, власти не стали применять карательных мер к морякам и помогли сломить упорное сопротивление судовладельцев.

Объединение узкоцеховых профессиональных союзов судоводителей, механиков, работников палубных и машинных команд, береговых служащих, рабочих доков и мастерских, лоцманов в единый профессиональный союз

К началу 1917 году на морском и речном транспорте существовало более 15 узкоцеховых профессиональных союзов. Восстановили легальную деятельность Балтийский комитет моряков торгового флота, Северный союз (моряки Архангельска и Мурманска) Владивостокский союз моряков, Профессиональный союз команд паровых и непаровых судов Невского и Прионежского районов, Союз судоходных служащих и судорабочих Северо-Двинского бассейна (Архангельск, речники Пинеги, Печоры, Ваги).

Водники, работающие на реках Обь и Иртыш, образовали Профсоюз речников Сибири;

внутренних округов водных путей сообщения - Профессиональный союз рабочих и служащих внутренних округов водных путей сообщения (Виквод), волгари - Общеволжский союз речников (Центроволга).

 Продолжают работать по защите своих членов Союз рабочих и служащих Казанского округа водных путей, Союз рабочих Томского округа путей сообщения, Союз рабочих местных предприятий рек Западной Сибири и некоторые другие профсоюзы.

В начале 1917 г. в Петрограде состоялся Организационный съезд, в работе которого участвовали: моряки Одессы (одну делегацию черноморцев возглавлял тов. Старостин, другую – тов. Яковлев); представители торгового флота Ревеля, Гельсингфорса, Або, Кронштадта, Петрограда, Бердянска, Таганрога, Астрахани; профсоюзов речников Дона, Кубани, Днепра, Невы.

Тематика была разнообразна и включала обсуждение производственных, юридических и политических вопросов. Основная цель: найти понимание и договориться по вопросам, связанных с объединением узкоцеховых профсоюзов и созданием единого профессионального союза моряков и речников.

 Уполномоченные представители сумели договориться по всем вопросам, подготовили проект Устава; избрали Организационное бюро по созыву Учредительного Съезда. На Съезде были приняты инициативы, выдвинутые моряками - черноморцами, возглавляемые тов. Старостиным. Речь шла о месте проведения Съезда (Одесса или Петроград), организационном строении (производственный или федеративный принцип) и порядке управления.

                По итогам работы Организационного съезда ко всем профсоюзам моряков и речников было направлено обращение: направить своих делегатов для участия в работе Объединительного съезда моряков и речников торгового флота.

1917 - год основания Общественной организации - Профсоюз работников водного транспорта Российской Федерации

               

Первый Всероссийский Съезд моряков и речников открыл работу 7 июля 1917 г. в Петрограде.

Работа Учредительного Съезда работников водного транспорта продолжалась месяц с 7 июля по 7 августа 1917 года.

На Съезд приехало 96 делегатов, представляющих интересы 47 802 моряков и речников, и имеющих полномочия от профессиональных союзов моряков торгового флота Балтики, Черного, Каспийского и Белого морей, речников Дона, Кубани и некоторых других рек.

Съезд единогласно проголосовал за объединение моряков и речников. В то же время при голосовании по другим пунктам повестки заседания, некоторые из делегатов имели особое мнение по отдельным вопросам.

На Съезде были приняты решения по 37 вопросам: утвержден Устав профсоюза, заложивший в учредительные документы производственный принцип строения организационной структуры; избран Центральный Комитет Профсоюза - руководящий коллегиальный орган профсоюза; приняты решение об издании печатного органа профсоюза; улучшении быта и условий работы моряков и речников, включая установление на производстве 8-часового рабочего дня; регистрацией моряков на бирже труда; оказанию членам профсоюза медицинской и юридической помощи; социальное страхование водников.

Принято решение по самому актуальному вопросу - национализации флота.

Председателем Съезда был избран лидер моряков-черноморцев тов. Старостин, заложивший принцип производственного строения профсоюза водников.

   Повестка Учредительного Съезда Профсоюза:

  • Выборы Президиума Съезда;
  • Задачи Съезда и его право объявить себя Всероссийским;
  • Устав Всероссийского союза моряков и речников торгового флота;
  • Представительство Всероссийского союза моряков и речников в правительственных комиссиях по выработке законопроектов, затрагивающих моряков и речников;
  • Реорганизация морского транспорта и изменение закона о судовой повинности;
  • Учреждение контрольных органов для наблюдения за водными перевозками частных пароходных обществ;
  • Пересмотр Таможенного устава в части, относящейся к торговому мореплаванию;
  • Пересмотр Торгового устава в части, регламентирующей торговое мореплавание;
  • Национализация торгового флота;
  • О реформе портовых управлений, присутствий и отдела торгового мореплавания;
  • О реорганизации русских консульств за границей;
  • Установление в законодательном порядке мер, обеспечивающих безопасность плавания;
  • О морском образовании;
  • О возвращении с фронта моряков и речников;
  • Лоцманское дело;
  • Меры к развитию русского флота;
  • Портостроительство;
  • О вольных гаванях;
  • Охрана труда и улучшение быта моряков и речников;
  • Правила внутреннего распорядка судовой жизни;
  • Государственное страхование моряков и речников;
  • Примирительные камеры;
  • Морские дома;
  • Обязательная регистрация моряков торгового флота на бирже труда;
  • Рабочая политика;
  • Демобилизация флота и безработицы в связи с демобилизацией;
  • Моторная специальность в связи с развитием моторно-парусного флота;
  • Кооперация и отношение к ней Союза моряков;
  • Культурно-просветительская деятельность;
  • О практических шагах к интернациональному объединению морских союзов;
  • О речниках и мерах улучшения их быта;
  • Медицинская и юридическая помощь;
  • О мероприятиях в продовольственном деле;
  • О центральном печатном органе и о таковых на местах;
  • О Морском суде;
  • О валюте в связи с потерей на лаже;
  • Выборы Центрального Комитета союза.

---

Итоги работы Учредительного съезда водников:

I.   Создание Всероссийского союза моряков и речников торгового флота (ВСМРТФ).

Объединению узкоцеховых профорганизаций, созданных водниками на морском и речном транспорте, способствовал Устав Всероссийского союза моряков и речников торгового флота.

II.  Принятие правоустанавливающих документов: Устава Профсоюза, утвердившего порядок членства, организационную структуру, цели, задачи и основные направления деятельности;

III. Избрание органов управления ВСМРТФ.

 

Целью Профсоюза, как указывалось в Уставе ВСМРТФ, является:

  1. Объединение всех моряков и речников торгового флота без различия их пола и служебного положения;
  2. Защита правовых, профессиональных и экономических интересов своих членов;
  3. Содействие умственному, профессиональному и моральному развитию своих членов;
  4. Оказание материальной помощи своим членам, их семействам и сиротам;
  5. Улучшение быта моряков и речников торгового флота;
  6. Развитие, процветание и улучшение отечественного торгового флота;
  7. Обеспечение безопасности плавания;

Устав определил задачи и основные направления деятельности ВСМРТФ и его региональных организаций:

  • В лице юрисконсультов защищает своих членов Профсоюза;
  • Для содействия умственному, моральному и профессиональному развитию своих членов устраивает клубы, библиотеки, читальни, лекции, школы и курсы по наукам социальным, общеобразовательным и специальным.
  • Учреждает фонды: пенсионный, ссудо-сберегательный, взаимопомощи, стачечный, инвалидный, похоронный;
  • Устраивает морские дома с регистрационными отделами и общежитиями, приюты, лавки, открывает столовые, содействует доставлению членам союза бесплатной врачебной помощи и лекарств;
  • Принимает меры к защите корпорации моряков и речников от вступления в их среду нежелательного элемента;
  • Наблюдает за гигиеничностью и удобством помещений личного состава судов, за доброкачественностью провизии и правильной постановкой медицинской помощи на судах;
  • Устанавливает и входит в соглашение с правительственными заведениями, союзами, обществами и отдельными лицами о нормах оплаты труда, рабочего времени и других условий труда, а также следит за точностью выполнения этих условий;
  • Рассматривает все недоразумения, возникшие между предпринимателями и членами союза или между членами союза на почве профессиональных интересов, для чего устраивает примирительные камеры и третейские суды;
  • Приобретает движимое и недвижимое имущество и суда, образует капиталы, заключает договоры и обязательства, объявляет стачки и отвечает по суду.

Устав определил единый порядок приема и утраты членства в профсоюзе, определил права и обязанности членов Профсоюза, определил принцип централизованного построения, установил механизм взаимоотношения между органами различных уровней.

Организационная структура ВСМРТФ состояла из отделов и отделений, которые руководствовались общими указаниями и решениями Центрального Комитета и Съездом ВСМРТФ.

Право на членство в Профсоюзе имели любые рабочие и служащие, достигшие 18-летнего возраста. Лица моложе 28 лет считались членами-сотрудниками и не имели права решающего голоса.

Членский взнос был установлен в размере 1 процента от заработной платы, вступительный составлял 5 рублей.

Учитывая политическую и реальную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на морском и речном транспорте в июле 1917 г., Учредительный Съезд Профсоюза особое внимание уделил реализации:

  • Главных производственных задач ВСМРТФ:

Съезд принял следующие решения:

  1. Необходимо неотложно приступить к постройке судов национального торгового флота за счет государства, независимо от инициативы частных предпринимателей;
  2. Для постройки торгового флота должны быть немедленно приспособлены и использованы казенные верфи и заводы, а также должны поощряться частные предприниматели выдачей льготных ссуд на сроки;
  3. Снятие временно пошлин с судов, купленных за границей;
  4. Отменить субсидии пароходствам, как убивающие частную инициативу и дающие добавочный дивиденд на акции крупных пароходных предприятий за счет широких народных масс.

По итогам обсуждения вопроса, связанного с национализацией флота, большинством голосов, принята Резолюция Съезда:

«Признать необходимым, что все суда реорганизованного на демократических началах Добровольного флота, Русско-Дунайского пароходного общества, транспорты морского ведомства, учебные и призовые суда, все вновь приобретенные на народные деньги коммерческие суда, все суда, плавающие под русским флагом, но фактически принадлежащие иностранному капиталу, а также суда частных предприятий, несогласных с постановкой дела на демократических началах, объявить национальной собственностью государства и составить единый народный торговый флот, управляемый особым органом, созданным на демократических началах, при непосредственном участии союза (ВСМРТФ)».

  • Информационно-организационных задач:

 Для широкого информирования общественности, о работе вновь созданного профсоюза моряков и речников торгового флота, принято решение об издании своего печатного органа - газеты «Новая жизнь».

Для руководства Съезд избрал Центральный коллегиальный орган управления – Цекморек, в количестве 10 человек. Персонально: Арсеньев, Бобчинский, Быстров, Васильев, Ищенко, Старостин, Сергеев, Сухарцев, Чернявский, Яковлев.

Председателем Цекморека избран тов. Бобчинский, секретарями избрали тов. Яковлева и тов. Сергеева. Работа Цекморека началась сразу после избрания.

Для присоединения к ВСМТРФ, профсоюзов, не участвовавших в работе съезда, Цекморек избрал - 4 человек.

Цекморек приступил к работе по выполнению адресных поручений Съезда, а именно:

  • обеспечить представительство ВСМРТФ в правительственных комиссиях: по выработке законов, затрагивающих интересы моряков и реорганизации морского транспорта;
  • внесению изменений в закон о военно-судовой повинности; учреждению контрольных органов для наблюдения за водными перевозками частных пароходных обществ;
  • пересмотру устава торгового флота в части, регламентирующего торговое мореплавание; пересмотру таможенного устава в части, относящейся к торговому мореплаванию;
  • национализации торгового флота; реформе старых портовых управлений, присутствий и отдела торгового мореплавания; реорганизации русских консульств за границей;
  • установлению в законодательном порядке мер, обеспечивающих безопасность плавания; подготовке кадров (морское образование); возвращению с фронта моряков и речников; лоцманскому делу;
  • принятию мер, направленных на развитие русского торгового флота; портостроительству; вольным гаваням; охране труда и улучшению быта моряков и речников; государственному страхованию моряков и речников; созданию примирительных камер; морским домам и пр.



Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть