г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64/2 Пн-Пт: 9:00-18:00
+7(495) 915-28-94 E-mail: prwtrf@prwt.ru

Присоединяйтесь:

Страницы нашей истории (выпуск пятый) Борьба моряков за экономические права. Протестное движение на морском транспорте

23.11.2021

Борьба моряков за экономические права. Протестное движение на морском транспорте

Истоки профсоюзного движения на водном транспорте тесно связаны с историей русского судоходства. Развитие капитализма сопровождалось усиленным ростом количества флота и привлечением большого количества людей для работы на транспортных предприятиях.

Полный беспредел со стороны судохозяев и бесправие рабочих с другой стороны, приводили к бунту и стихийным выступлениям моряков и речников. Используя опыт бунтарских выступлений, водники, для защиты общих рабочих экономических требований, в конце XIX века постепенно переходят к более организованным способам борьбы - стачкам и забастовкам. В условиях произвола со стороны судовладельцев и отсутствия защиты со стороны властей, в деятельности первых профсоюзов стали появляться новые формы борьбы - коалиции, союзы, ячейки.

В апреле 1905 г. на Черном море начинается всеобщая забастовка моряков, организованная нелегальной ячейкой «Регистрации моряков». В ней участвуют до 17 000 человек. Забастовка продолжалась 45 дней. Предъявлены требования:

    1. Установить оклад жалованья матросам: 1 класса - 30 рублей, II класса – 25 рублей; Кочегарам: 1 класса – 30 рублей, II класса - 25 рублей и III класса - 20 рублей. Старшему матросу и старшему кочегару по 35 рублей, боцману - 45 рублей. По заграничной линии платить золотом половину жалования, кроме персидской и китайской, - где платить полным золотом.
    2. Продовольственные - 12 рублей.
    3. Артельщик должен быть непременно из команды, по выбору и согласию команды.
    4. Работа как в порту, так и в море должны производиться от 7 часов утра до 11 часов дня и от 1 часу дня до 5 часов вечера. За производство работ до 7 часов утра и после 5 вечера платить по 20 коп. в час.
    5. В воскресенье и праздничные дни отпускать подвахту на берег, а в случае необходимых работ платить по 20 коп. в час.
    6. Кочегарские работы в море должны производиться повахтенно, т.е. по 4 часа с восьмичасовым отдыхом; за работы, производимые сверх указанного времени, также платить по 20 коп. в час.
    7. Когда работают два котла, тогда кочегару 1 класса должен помогать кочегар II класса, а кочегар, стоящий у одного котла, должен быть I класса.
    8. Причины, на основании которых капитан, или старший помощник хотят рассчитать матроса или кочегара, должны быть разбираемы мировым судьей. Мировой судья должен быть из моряков, понимающий все отрасли знаний морской службы.
    9. Хорошее обращение с командой (ни в коем случае брань или побои).
    10. Больному должны платить полное морское жалование, какою бы болезнью не заболел, за исключением венерической и сифилиса, а после выздоровления назначать на пароход.
    11. Лица, не могущие исполнять работ матроса или кочегара, не должны зачисляться в штат.
    12. Не уменьшать штата команд.
    13. Не набирать людей на жалование менее назначенного выше.
    14. За выгрузку или погрузку командой платить по 5 рублей с тысячи пудов, считая каждый пуд.
    15. За увечье, вызывающее потерю какого-либо члена, платить месячную пенсию пожизненно, а после смерти выдавать семейству или родным.
    16. Создать право, на основании которого дети команды могли бы воспитываться за казенный счет.
    17. Устроить дом, в котором команды, не плавающие на пароходе, могли бы находиться до назначения на пароход.
    18. Установить очередное назначение на пароходы из матросского дома.
    19. Отменить погрузку угля командой.
    20. Обеспечить старость пожизненной месячной пенсией.
    21. Разрешить кассу взаимопомощи морякам палубной и машинной команд, не зависящую от пароходных обществ.
    22. Моряку, прослужившему год на одном пароходе, давать месячный отпуск с окладом жалования.
    23. Платить жалование по внутренней и заграничной линиям по два раза в месяц, т.е. 1 и 15 числа.

К вышеперечисленным экономическим требованиям моряков Черного моря присоединяется и борьба за легальность работы профсоюзной ячейки «Регистрация моряков».

Забастовка моряков была поддержана портовыми и железнодорожными грузчиками, прекратившими разгрузку и погрузку судов, что привело в Одесском порту более 300 русских и иностранных судов.

Правительство, учитывая опасность распространения забастовки, вынуждено было пойти на уступки, и сочло необходимым оказать влияние на судовладельцев с целью достижения соглашения с моряками.

Для выработки этого соглашения работала специальная комиссия из числа выборных от моряков в количестве 10 человек и представителей судовладельцев под председательством начальника Одесского мореходного училища Гаврищева.

Работа совместной комиссии завершилась подписанием «Соглашения 1905 года между судовладельцами и командами Черноморского торгового флота.

Это соглашения стало первым с истории Профсоюза работников водного транспорта РФ коллективным договором, заключенным в 1905 году.

Коллективный договор (соглашение) регулировал все условия труда моряков. К основным достижениям Соглашения относятся: установление 8-ми часового рабочего дня; оплата за выполнение сверхурочных работ в размере 15 коп. в час; оплата за выполнение ПГР в размере 5 рублей с тысячи пудов груза; оплата питания экипажа судна из расчета 11 рублей в месяц на человека для внутренних линий Черного моря для дунайских и заграничных, кроме персидской линии; по 10 рублей на внутренних линиях Азовского моря и на речных - николаевской и днепровской; по 12 рублей – на персидской линии.

Стороны достигли договоренности об улучшении бытовых условий для судовых команд. Для заболевших работников был установлен 3-х месячный срок лечения за счет судовладельца с обратным приемом на судно выздоровевшего моряка.

В результате забастовки профессиональная ячейка «Регистрация моряков была зарегистрирована и стала выполнять деятельность на основании Устава, с 1 сентября 1905 года.

В конце 1906 - начале 1907 гг. власти арестовали руководителей и закрыли «Регистрацию моряков».

Моряки объявили забастовку, к которой присоединились портовые грузчики. Вместо бастующих команд на пароходы были наняты штрейкбрехеры и введена вооруженная военная охрана, не пропускавшая в Одесский порт ни одного матроса, кочегара или грузчика.

Забастовка была сорвана, права, завоеванные моряками ранее, утрачены. Большинство арестованных моряков высылалось генерал-губернатором в северные губернии.

Профессиональная ячейка была разгромлена властями, но не уничтожена. Некоторые ее члены, избежавшие ареста и высылки, сумели организовать подпольную деятельность. Другая часть, скрываясь от преследований, вынуждена была перебраться за границу в Турцию.

31 июля 1903 года в Баку осуществило регистрацию «Бакинское общество каспийских судоводителей». Устав общества определил целью ее создания: «Способствовать развитию отечественного мореходства и содействие улучшению быта своих членов». Устав также определил порядок и условия членства: «в действительные члены общества избираются лица, имеющие право на вождение судов и совершившие плавание в должности капитана торгового судна на Каспийском море не менее одной полной навигации». Общество образовало ссудо-сберегательную кассу и Бюро по найму на работу.

В июле 1903 года в Баку из-за высокой безработицы и чрезмерной продолжительности рабочего дня (до 18 часов) забастовали штурмана. Ими были предъявлены следующие требования судовладельцам:

    1. На каждом судне наливном и сухогрузном должно быть по два помощника капитана - первый с окладом не менее 100 рублей в месяц, второй – не менее 50 рублей в месяц при непременном условии заключения договора на год;
    2. Всякий, вступивший на этих условиях на службу, вносит 10% месячного содержания в кассу стачечного комитета на предмет образования фонда.

Для руководства забастовкой был избран стачечный комитет, который занялся сбором средств на нужды забастовки среди капитанов и других «Благожелателей». На собранные средства было снято (арендовано) помещение под штаб-квартиру, открыта такелажная мастерская и организован общий продовольственный котел. ;

Забастовка завершилась арестом организаторов, закрытием такелажной мастерской, столовой и конфискацией всего имущества стачечного комитета.

В 1904 году в Баку было учреждено также «Бакинское общество судовых машинистов». Устав был аналогичен уставу Бакинского общества каспийских судоводителей.

Часть судовых команд, не стали создавать организаций для защиты экономических требований, и направляли различные петиции и делегации к местным промышленникам.

В 1905 году в Баку состоялись забастовки судовых команд на трех шхунах пароходов владельца Мусы Нагиева, двух пароходов - Кащеева, двух пароходах общества «Мазут» - Манофова, одного парохода Расулова, двух пароходах Дадашева, одного парохода Зайвалова и одного парохода Колесникова. Забастовали команды судов в обществах: «Кавказ и Меркурий»; «Восточное»; Компании «Надежда»; товарищества «Нобель».

Итог забастовок: все перечисленные компании удовлетворили требования, выдвинутые судовыми компаниями.

В 1906 году в Бакинском городском саду состоялось общее собрание судовых команд. В работе приняли участие представители некоторых узкоцеховых профессий и железнодорожники. Итогом обсуждения стало решение объединиться в единый союз транспортников. Во исполнение принятого решения собранием были избраны делегаты от капитанов, механиков, помощников капитанов, помощников механиков, палубной команды и береговых служащих с поручением – подготовили устав союза транспортников. 7 января 1906 года устав союза был утвержден властями. Штаб-квартирой вновь созданной организации становится пароход «Ваган» с оборудованным на нем гектографом.

Через непродолжительное время власти закрыли союз, и предложили его членам организовать работу на иных основаниях и с новым уставом.

1 августа 1906 года группой механиков, судоводителей, судовыми командами было создано Общество каспийских моряков.

Прошение об утверждении устава подали члены-учредители общества - капитан 1 разряда И.Я. Микелев и В.И. Крыльцов.

В соответствии с уставом целями общества являлись:

  • Защита правовых и профессиональных интересов своих членов;
  • Содействие улучшению материальных и нравственных условий жизни;
  • Способствование их умственному развитию и классовому самосознанию;
  • Материальная поддержка членам их семейств;
  • Устройство инвалидной и похоронной кассы и общежития (Морской дом);
  • Содействие приисканию занятий членам и определению их на места.

Членам общества мог быть каждый моряк без различия подданства, национальности, вероисповедания, политических взглядов, достигшие 17-летнего возраста. Судохозяева и лица, занимающиеся морским промыслом самостоятельно, членами общества быть не могли.

Организационно общество состояло из 6 отделов: капитаны; помощники капитанов; механики; помощники механиков; палубные команды; машинные команды. Каждый отдел самостоятельно определял свою деятельность.

Членский взнос был установлен в размере 1 процента от заработка, вступительный составлял 1 рубль.

Общее руководство и управление деятельностью принадлежало общему собранию членов общества, или, по его поручению, правлению, состоящему из 6 выборных членов общества.

Общество проводило культурно-просветительскую работу и иную работу. Среди нее: лекции, борьба с безработицей, издание печатной продукции. Обществом открыта такелажная мастерская и биржа труда. Члены Общества, оставшиеся без работы, направлялись на доковые работы и работу по ремонту судов.

Было издано два номера газеты-журнала «Каспийская волна». После выхода третьего номера, власти закрыли издание по политическим мотивам.

Общество поддержало забастовку, объявленную рабочими пароходной компанией «Надежда» и распространившуюся на все суда этой компании.

По приказу генерал-губернатора Фадеева полицией (полицмейстер Избаш) помещение общества было оцеплено полицией и вооруженными солдатами, а общее собрание разогнано. Председатель и секретарь союза были арестованы, финансовые средства и имущество конфискованы, а само общество закрыто.

9 мая 1907 года на Каспийском море была объявлена всеобщая забастовка моряков. Власти арестовали организаторов и участников забастовки.

Потеряв возможность работать легально, уцелевшие от арестов и ссылок моряки перебрались за границу в Константинополь.

К концу 1908 – началу 1909 года значительная часть русских моряков, в условиях эмиграции, решила восстановить деятельность разгромленных союзов. Заграницей стала издаваться газета «Моряк», а среди команд судов, приходящих в турецкие порты, проводилась активная агитационная работа. На большинстве пароходов Александрийской и Крымско-Кавказской линий были созданы нелегальные ячейки, которые восстановили деятельность разгромленных союзов, и осуществляли сбор средств для ведения дальнейшей нелегальной работы.

Газета «Моряк», издаваемая в Константинополе, передавалась на пароходы Александрийской и Балтийской линий, для дальнейшего распространения среди судовых команд на Черном и Балтийском морях, и среди береговых рабочих. В газете размещались статьи Троцкого и многих других революционеров - эмигрантов. Деятельность союзов, защищавших экономические и трудовые права своих членов, постепенно стала переходить в политическую плоскость.

Со своей стороны власти ожесточили деятельность против нелегально действующей ячейки моряков. Каждый пароход, приходящих из-за границы, помимо таможенного осмотра, подвергался тщательному обыску, и, в случае нахождения на борту газеты «Моряк», команду арестовывали.

В апреле 1913 года редакционный состав газеты «Моряк» был арестован английской полицией с обвинением в сбыте фальшивых английских фунтов. Арестованных русских моряков, передали русским властям в качестве уголовных преступников.

На Родине эти моряки были осуждены уже как политические преступники. Более 70 моряков были осуждены и приговорены к различным срокам наказания. Большинство из них были сосланы на вечное поселение в Сибирь.

Источник: Конталев В.А., профессор МГАВТ, 2015г.


Возврат к списку

Фото с мероприятий

Все фото

Вопрос - ответ

Все вопросы
Здравствуйте. Подскажите «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ» распространяется на работников внутреннего водного транспорта «Братского водохранилище» Александр Николаевич
Уважаемый Александр Николаевич,
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей...
Подробнее

Общеросийское Движение Поддержки Флота

Вместе за Россию и Флот!

Новости ДПФ
Закрыть